В сельской школе под Владимиром танцуют котильон и говорят по-французски

В сельской школе прошел десятый юбилейный бал. Он был приурочен к двум датам: 110-летию школьного образования в селе Марково и 70-летию нынешней школы.

Наука выживать

В пожаре 1938 года здесь сгорело 150 домов, в том числе и школа, построенная в 1899 году. На месте пепелища за один год для деревенских детей была построена новая.

На торжество по этому случаю съехались гости из Покрова, Петушков, Владимира, Орехова-Зуева - выпускники, бывшие учителя, родители, коллеги-педагоги, друзья, среди которых целый оркестр из Владимирской филармонии под управлением Александра Сонина.

Конечно, скромное здание, в котором кое-где еще сохранились рамы и двери с момента открытия, явно не дворец. И карет, кроме школьного автобуса, у ее подъезда не обнаружилось. Но марковские педагоги давно доказали, что главное в школе не стены, а дух товарищества и творчества.

"Спасибо, что школа живет!" - благодарили нынешний педколлектив собравшиеся. Действительно, у нее были все шансы исчезнуть с "лица" Петушинского района.

И ученик 1939 года, ветеран войны Анатолий Григорьевич Клюшкин вспомнил не только запах свежести и чистоты, каким встретила его новая школа, но и напомнил, что в ее истории были разные периоды. В год открытия в ней училось 350 человек в две смены, а в 1989 году - всего пять! Фактически она умирала.

На эти годы пришлось начало директорства Юрия Карпунина.

- Мы решили: или школа должна стать привлекательной для учеников, учителей и родителей, или надо искать себе другую работу, - вспоминает Юрий Александрович. - Для начала необходима была идея, вокруг которой сформировался бы творческий коллектив единомышленников.

Такой идеей стали забытые культурные традиции. Так родилась концепция "Содружества".

По школьному кодексу

Школа - это продолжение семьи, а ученики - не объект, а субъект совместной творческой деятельности. В "Содружестве" начали работать творческие мастерские: вокала, хореографии, изобразительного искусства, ателье по пошиву костюмов, занятия в которых стали обязательными для учеников с первого класса. Педагогам хотелось показать детям, что прекрасное - естественно.

А вскоре был принят моральный кодекс "Содружества", запрещающий употребление жевательной резинки, курение, драки и нецензурные слова. Причем не только в стенах школы. Ведь если учащийся является носителем культуры "Содружества", это налагает на него ответственность и за поведение за пределами своего учебного заведения.

Составной частью концепции стало преподавание французского языка "по другим учебникам, по другим программам", да так, что дважды маленькая сельская школа на равных с известными школами Москвы, Санкт-Петербурга и других городов страны принимала участие в крупных научно-практических конференциях по проблемам изучения иностранного языка.

Здесь открыли кабинет культурно-исторического диалога России и Франции - сокращенно КИДРИФ. На его базе создали два театра - кукольный и актера: вязали игрушки, переводили и ставили на сцене русские и французские народные сказки. И школа, в которой было тогда всего 28 учеников, стала лауреатом, а ее завуч, преподаватель французского языка Нина Фомина - победителем областного конкурса.

В итоге в марковскую школу потянулись дети не только из окружающих деревень, но и из ближайшего города Покрова. В 2002 здесь училось 40 детей, сейчас - 103. Могло быть и больше, но, к сожалению, директору пришлось отказать в приеме почти 30 городским детям из-за отсутствия мест.

Но одна из ярчайших страниц новейшей истории сельской школы, конечно, балы. Сначала они были составной частью французских спектаклей. А в новом столетии превратились в самостоятельное направление. Его основатель - завуч Анна Карпунина.

Одно время в Марково преподавал биологию руководитель Воронцовского дворянского общества Владимир Алексеев. Как-то он привез сюда в гости Надежду Дмитриеву, возглавляющую департамент культуры Российского дворянского собрания. Разговорились, и Надежда Владимировна сказала, что они устраивают в Собрании балы. Показала некоторые танцы, и Анна Юрьевна буквально загорелась. Вместе с учениками, а тогда их было всего 35, до восьми часов вечера разучивала бальные танцы. Как она выразилась, "очень хотелось побывать на балу и ощутить волнение, которое испытывали герои любимого писателя Льва Толстого".

В типовой сельской школе нет ни актового, ни спортивного залов. Зато там, где в большинстве школ вестибюли со скрипящими деревянными половицами, в Марковской - бальная зала. Распилили циркулярной пилой асбестоцементные трубы, прикрыли ими трубы отопления, и получились красивые полуколонны. Стены украсили лепниной, картинами и зеркалами, подаренными родителями. В углу директор сложил первый в своей жизни камин. И место стало центром культурной жизни "Содружества". Теперь в селе Марково дают балы с танцами, романсами, пьесой на французском языке, художественными вернисажами учеников два раза в год.

Танцуют все!

Так было и на этот раз. Едва смолкли звуки музыкального подарка из произведений Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Джорджа Гершвина и Астора Пьяццоллы от оркестра Владимирской филармонии, как дамы в шелковых бальных платьях с кринолинами и длинных перчатках и кавалеры во фраках выстроились колонной. "Бал начинается!" - волнами побежало по залу.

- Полонез! - объявила завуч Нина Николаевна первый танец.

И пары величественно вошли в зал, меряя его пространство плавными шагами и чуть-чуть приседая на третьей четверти каждого такта. Таким же торжественным шествием традиционно открывались балы в XVIII веке.

Бал имеет свои правила, последовательность танцев и этикет, которых в школе стараются придерживаться. За первым танцем последовал менуэт, известный в Европе с XVI века, а в России со времен Петра I. Пары построились в колонну и "поплыли" маленькими скользящими шагами, перемежающимися поклонами и реверансами.

- Как подчеркивалось в старинном руководстве, "сей танец самый благородный и важный, а следовательно, и труднейший, и которому, дабы с потребной приятностью и со всей точностью танцевать, надобно довольное время обучаться", - рассказала одна из ведущих.

Дамы раскрыли веера. Каждый жест, оказывается, исполнен особого смысла. И языком веера марковские ученицы владеют в совершенстве. Например, взмахи к себе открытым веером означают "пригласите танцевать", а легкое касание губ закрытым веером - "молчите, нас подслушивают".

Для молодого поколения балы всегда были событием, о котором сказал поэт Василий Вяземский: "…мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию, и почитанию старости". Действительно, и сегодня трудно представить ребят, так танцующих, курящими, жующими жвачку или пьющими пиво прямо из бутылки.

А бал продолжается. За мазуркой объявлена кадриль. Звучит задорная и довольно быстрая музыка. Танцующие становятся в квадрат - каре. Каждая пара лицом к другой, и начинают, как бы сказали лет сто-двести назад, выделывать различные фигуры. Сходятся, кружатся на месте, меняются парами, кавалеры - дамами.

Узнаем, что в XIX столетии на русских балах французская кадриль была любимым танцем. Однако фигуры этого танца очень сложны. Чтобы заучить их, рекомендовалось мелом рисовать на паркете схему движений. Примерно так же кадриль изучают в Марковской школе.

Более того, элементы этого и других исторических танцев директор взял из Библиотеки конгресса США. Это, конечно, не значит, что все "па" безукоризненно точны в исполнении. Главное, считают здесь, не показывать, а погружаться. Ведь если все время думать о том, правильно ли вытянут носок, то не получишь радости от танца.

За кадрилью следуют вальс, вальс-мазурка, полька, полька-мазурка, а завершает бал котильон, который многим известен еще со школьных лет как ручеек.

- На старинных балах котильон танцевали от двух до семи часов кряду! - предваряет этот танец директор.

Однако здесь забавный танец длится всего несколько минут. Смолкает музыка, и изрядно запыхавшиеся юные и зрелые танцоры, взяв за руки своих партнерш, галантно возвращают их на место…