На улицах Барнаула появились модернизированные трамваи

30 декабря прошлого года барнаульцы впервые увидели новый трамвай "Пионер".

Его собрали на местном предприятии из комплектующих, поставленных с завода в Санкт-Петербурге.

Выпуск трамвая стал первым шагом в реализации краевой целевой программы обновления подвижного состава городского электрического транспорта. Необходимость модернизации назрела давно.

Впервые о трамваях в Барнауле заговорили почти сто лет назад. В 1911 году американское консульство в Москве обратилось с просьбой о концессии на организацию этого вида транспорта в сибирском городе. Местные власти ответили отказом. О том, что Барнаулу трамвай все же нужен, городская Дума решила в 1914 году, однако вскоре началась Первая мировая война. В 1940-м в Барнаульском горисполкоме была создана специальная группа, отправившая руководству страны ходатайство с просьбой о содействии появлению электротранспорта. В 1941 году правительство дало добро на строительство первых трамвайных путей. Но грянула Великая Отечественная…

Окончательно вопрос решился 9 марта 1946 года, когда Иосиф Сталин подписал постановление Совмина СССР о строительстве в Барнауле первой очереди трамвая. Расходы на прокладку рельсов взяли на себя заинтересованные заводы - котельный, станкостроительный, "Трансмаш", Барнаульский меланжиевый комбинат. Из Ленинграда в краевой центр доставили пять трамвайных вагонов. Первый рейс состоялся 7 ноября 1948 года. С 1971 года в город стали поступать чехословацкие "Татры". Кстати, в советское время Барнаул и Новокузнецк были единственными городами к востоку от Урала, которые получали вагоны из ЧССР, при этом только в краевом центре "Татры" стали основой подвижного состава.

Последний раз новые вагоны появились здесь в 1986 году. Сегодня износ парка в Барнауле, который считается "самым трамвайным" городом за Уралом, составляет 98 процентов. Здесь до сих пор бегает по рельсам трамвай выпуска 1970-х годов, хотя норматив эксплуатации - 16 лет. Его суммарный путь превысил 2,5 миллиона километров. Нисколько не лучше ситуация в Бийске и Рубцовске.

Краевая целевая программа обновления подвижного состава городского электрического транспорта была утверждена в июле 2009 года. Она предусматривает два направления: сборку новых вагонов и реконструкцию существующих.

Специалисты утверждают, что трамваи и троллейбусы, прошедшие реконструкцию, по своим техническим характеристикам не будут отличаться от новой техники. При этом не затрачиваются средства на изготовление деталей кузова и корпусных деталей тележек. Экономический эффект за счет применения новейших энергосберегающих технологий составит около 15 миллионов рублей в год. Плюс трамваи и троллейбусы нового поколения будут собираться местными специалистами из отечественных и импортных узлов и агрегатов, что даст региональному бюджету экономию порядка трех миллионов рублей на каждой машине. Кроме того, появится около сотни новых рабочих мест. Кстати, сборка трамваев организована при содействии представителей чешской компании. Договоренность о сотрудничестве в сфере развития транспорта была достигнута в сентябре 2008 года в ходе встречи губернатора края Александра Карлина и Чрезвычайного и Полномочного посла Чешской Республики в России Мирослава Костелки.

Вдобавок к "Пионеру" в первом квартале 2010 года изготовят и выпустят на маршруты еще три трамвайных вагона различных моделей. В них будут использованы как чешские комплектующие, так и отечественные. В ходе эксплуатации машин в Барнауле и Бийске будет выявлен оптимальный по качеству, энергозатратности и стоимости опытный образец. Его и возьмут за основу при обновлении трамвайного состава в Алтайском крае.

Все машины будут собраны на средства краевого бюджета. Отметим, что Барнаул, Бийск и Рубцовск в прошлом году не смогли найти денег на участие в программе, которая рассчитана на десять лет и предусматривает софинансирование со стороны муниципалитетов в объеме 50 процентов.

В краевом центре предстоит решить еще одну назревшую проблему - провести реконструкцию части трамвайных путей.