В стапельном цехе "Севмаша" поблескивает свежевыкрашенными бортами недостроенный танкер-химовоз, четыре года назад заказанный норвежской фирмой, а в юридическом отделе той же верфи изучают решение арбитражного суда Стокгольма о взыскании 43,76 миллиона долларов в качестве неустойки в пользу компании Odfjell ASA.
Предыстория этого дела такова. Контракт на постройку восьми крупнотоннажных судов проекта Р-668 подписан между этой фирмой и "Севмашем" в 2004 году. Первый танкер заложили в декабре 2005-го, когда гендиректором верфи был Владимир Пастухов. Летом 2006-го, при закладке второго, подписали договор на строительство еще четырех подобных судов. А всего собирались построить серию из 12 химовозов.
Однако уже при строительстве первого судна специалистам стало понятно, что в обусловленные сроки заводу не уложиться. Но еще более существенное обстоятельство вскрылось позже, когда доллар стал стремительно падать, а цены на оборудование и комплектующие материалы пошли вверх. Фиксированная на всю серию судов стоимость контракта, на которой настояли норвежцы в самый первый момент, делала его заведомо убыточным и по этой причине неисполнимым в принципе.
Новое руководство "Севмаша", оценив кабальную ситуацию, в которой оказалось предприятие, предложило заказчику откорректировать соглашение. Но норвежцы отказались пойти на увеличение общей стоимости работ. И в феврале 2008 года Odfjell ASA пошла на разрыв договора. По этому поводу было много комментариев - заговорили даже о международном скандале, хотя никакой политики в этом конфликте интересов не было и нет.
Экономисты "Севмаша" изначально насторожились, узнав о фиксированной цене на весь период строительства, но желание получить большой заказ, видимо, возобладало. Сейчас признаются, что "рассчитывали на гибкость заказчика", а норвежцы уперлись в букву контракта и не захотели ничего доплачивать.
Между тем строительство химовозов, ввиду их особой спецификации, оказалось делом очень непростым. Перевозкой химических продуктов в мире занимаются всего пять компаний. В составе российского флота судов такого класса никогда не было, соответственно не было и опыта их создания. Поэтому при расчетах стоимости можно было опираться только на уже известную спецификацию продуктовоза, который используется для транспортировки нефти. И норвежцы этим умело воспользовались - оценили судно в 40 миллионов долларов при реальной цене около шестидесяти. А затем, как уже сказано, грянуло повышение цен на судовое оборудование...
Конфликт с российским заводом, как выясняется, не первый в практике работы норвежской компании Odfjell ASA. Ранее она заказывала суда и в Польше, и в Корее. Контракты заключались по той же схеме: устанавливалась стоимость ниже рыночной, а когда возникали проблемы, верфи достраивали суда за счет госдотаций. Можно предположить, что норвежцы планировали использовать эту схему и в России.
Решение Арбитражного института при Торгово-промышленной палате Стокгольма, только что поступившее на "Севмаш", прокомментировал начальник правового отдела верфи Дмитрий Бердников. Он сообщил, что документ получен юристами по электронной почте. Суд отказал норвежской компании в большей части исковых требований (они претендовали на выплату неустойки в 100 миллионов долларов) и удовлетворил иск на сумму 43 миллиона 760 тысяч долларов. Три четверти судебных издержек должен будет заплатить ответчик, четверть - истец.
Как заявили "РГ" в пресс-службе "Севмаша", юристы предприятия сейчас скрупулезно изучают текст судебного решения и готовят предложения для ответных действий своего руководства.