Виталий Дымарский: предстоящие выборы президента Украины стали политическим хитом января и в России

Спасибо Украине - не дала нам времени на послепраздничную раскачку и неспешное возвращение в бурную повседневность. Предстоящие там в ближайшее воскресенье президентские выборы стали и в России настоящим политическим хитом января (и, вероятно, всего 2010 года), захватившим внимание общества.

Для такого повышенного интереса к событиям, происходящим у наших соседей, имеется множество объяснений, которые, наверно, не стоит перечислять. Достаточно даже беглого, обзорного взгляда на многовековую историю обеих стран (начиная аж с Киевской Руси и вплоть до последних "газовых войн"), чтобы понять, насколько сложно и туго переплетены их судьбы и проблемы.

Но, кроме того, есть, по-моему, еще одна причина нашего пристального и ревностного внимания к соседским реальностям. После 2004 года, перекрасившего пейзаж украинской политики в радикальный оранжевый цвет, идет негласное (но оттого не менее острое) соревнование, сопоставление двух политических систем. Там, у них - полная демократия по горизонтали, со всеми ее атрибутами, здесь, у нас - устоявшаяся стабильность по вертикали. Соответственно, они нас упрекают в дефиците демократии, мы их - в отсутствии стабильности. Они хотят, чтобы у нас все было, как у них, мы хотим, чтобы у них все было, как у нас.

Собственно говоря, этим и объясняется неуклюжий, как мы помним, выбор в пользу Виктора Януковича, сделанный Москвой 5 лет назад. Фактически это была ставка на модель рыночной экономики и общественного устройства, по меньшей мере схожую, если не аналогичную с российской. Альтернатива же в лице оранжевого трио (Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Александр Мороз) выглядела, помимо всего прочего, как риск возникновения под боком у Москвы неприемлемого "примера для подражания". Причем вся критика, исходившая из Кремля, сконцентрировалась на персоне президента, объявленного "антироссийским политиком", тем более что "оранжевая смесь", как и ожидалось, вскоре распалась на три неоднородные ее составляющие - демократизм Ющенко, популизм Тимошенко и прагматизм Мороза.

Ющенко, судя по его обескураживающему рейтингу вокруг 5 проц., не имеет никаких шансов на продление своего мандата

В преддверии воскресного голосования, казалось бы, цель достигнута. Виктор Ющенко, судя по его обескураживающему рейтингу вокруг 5 проц., не имеет никаких шансов на продление своего мандата (при условии, конечно, хоть какой-то достоверности предвыборных опросов). Другое дело, что политическое фиаско уходящего президента в очень малой степени связано с его внешнеполитической ориентацией, которую в основном вменяла ему в вину Москва.

Практически все эксперты, пытающиеся сколько-нибудь непредвзято разобраться в украинской ситуации, сходятся во мнении, что Виктор Ющенко утратил поддержку избирателей прежде всего из-за того, что за пять лет президентства не смог выполнить свои внутриполитические обещания, начиная с главного из них - побороть коррупцию, которая разъедает Украину не меньше, чем Россию. Не удалось ему и оздоровить экономику, в чем, правда, значительно помешал кризис. Еще одно слабое место Ющенко - низкие организационно-административные способности вкупе с чрезмерной, граничащей с наивностью верой в силу идей и политических договоренностей, чем весьма эффективно воспользовалась Тимошенко, готовая легко менять союзников ради собственных амбиций.

Весь набор ошибок, совершенных Ющенко (а их много, слишком много для главы государства, желающего сохранить свой пост), не зачеркивает, однако, одного несомненного его достижения - благодаря демократическим процедурам, пусть еще и несовершенным, президенту удалось предотвратить распад страны, который на заре "оранжевой революции" со злорадством предрекали многие политологи. Даже скептики вынуждены признать, что границы между Восточной и Западной Украиной постепенно стираются. Тот же Виктор Янукович, еще пять лет назад не рисковавший и носа казать во Львов, сегодня спокойно ведет там предвыборную кампанию, а Юлия Тимошенко, объявленная "персоной нон грата" в Донбассе, теперь спускается в шахты, агитируя за свою кандидатуру.

Опять же если верить сегодняшним рейтингам, то именно эти два претендента имеют наибольшие шансы на выход во второй тур выборов, назначенный на 7 февраля. При этом социологи пока отдают финальную победу Януковичу, что вроде бы играет на руку Москве, которая таким образом может взять реванш за обиду, нанесенную ей пять лет назад.

Однако за это время изменились и Украина, и ее политики. Никто из них не рискнет сегодня предстать перед избирателями в обличье то ли "пророссийского", то ли "антироссийского" деятеля - в зависимости от отношения к вступлению в НАТО, к статусу русского языка и к пребыванию Черноморского флота в Севастополе.

Тот же Янукович не раз давал понять, что от него не стоит ждать столь желанных Россией перемен. Так, став уже при президенте Ющенко премьером, он поставил свою подпись под документом под названием Универсал национального единства, где говорится о всестороннем развитии "украинского языка как государственного и языка официального общения, как основы самоидентификации народа и государства". И перестал настаивать на наделении русского языка статусом государственного, понимая, что на одних голосах избирателей с Востока страны далеко не уедешь.

По сравнению с 2004 годом Янукович принципиально изменил свою позицию и по отношению к вступлению Украины в НАТО. Став премьером, он сразу отказался от референдума по этому вопросу, заявив, что его решением должен заниматься не народ, а президент, премьер и Рада. Не говоря уже о том, что вступление в альянс было определено как стратегическая цель Украины еще в 2003 году при президентстве Кучмы и первом премьерстве Януковича. Да и вообще, как заметил в нашем разговоре прошлой весной известный украинский политик Владимир Литвин, "как только у нас у власти любая партия, даже Партия регионов, они вступают в НАТО".

Что же касается Черноморского флота, то и здесь все кандидаты в президенты, не исключая Януковича, единодушны в необходимости соблюсти договоренности о пребывании флота в Севастополе до 2017 года.

Второй сценарий развития событий, построенный на возможной победе на выборах Юлии Тимошенко, не сильно расходится с первым. Та же "многовекторность" внешней политики, тот же подход к статусу русского языка... Разве что популизма будет побольше, да передел собственности пройдет в интересах "своих людей" и, соответственно, в ущерб "чужим".

Не стоит возлагать особые надежды и на покладистость "женщины с косой", которую она проявила на недавних переговорах с Путиным по газовой проблеме. Хотела того Москва или нет, но достигнутые договоренности, лишившие нас на сей раз традиционных новогодних заявлений "Газпрома" по поводу поставок газа на Украину, безусловно, стали предвыборным козырем Тимошенко. Если он поможет ей стать во главе государства, то мы получим еще одного политического собеседника сродни Александру Лукашенко, проворно поворачивающего голову то на Запад, то на Восток.

Так что при любом раскладе Москве легче не станет.