В среду и четверг министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян вел переговоры со стратегическим партнером из Москвы.
Визит главы МИД России Сергея Лаврова в Ереване назвали символичным. Причем и официальные власти, и оппозиция.
Трудно было отделаться от ощущения, что под старый Новый год армяне "заболели" мистицизмом. Буквально все в посещении Лавровым Армении именно 13 и 14 января видели много скрытых знаков и символов. С одними из предположений российский министр согласился, другие отверг в категорической форме.
2010 год начался для российско-армянских отношений крайне активно. 13 января в Москву прилетел министр обороны Армении Сейран Оганян. В тот же день Лавров вылетел в Ереван. "Символично, что первый в этом году зарубежный визит главы российского МИДа состоялся именно в Армению, - заметил Налбандян. - Это соответствует высокому стратегическому уровню наших отношений". "Я согласен с тем, что это символично", - ответил Лавров.
Для части армянской политической элиты знаковым был не сам факт визита, а то, что случилось за несколько часов до того, как российский министр вылетел в Ереван. В Москве он принимал участие во встрече президента России Дмитрия Медведева с премьером Турции Тайипом Эрдоганом. Для многих армян этого оказалось достаточно, чтобы сделать резкие выводы. К примеру, проправительственная газета "Голос Армении" в день приезда Лаврова в Ереван написала, что переговоры между главами МИД России и Армении по нагорно-карабахскому урегулированию пройдут, "разумеется, по желанию турецкой стороны, которая очень рассчитывает, что в качестве сопредседателя Минской группы и стратегического союзника Армении Москва надавит на Ереван и обеспечит некоторые односторонние уступки с армянской стороны".
Однако на итоговую пресс-конференцию Налбандян вышел широко улыбаясь. Не было ни намека на то, что на него только что оказывалось какое-то давление. Улыбался и Лавров. Даже тогда, когда армянская журналистка спросила его, почему он прилетел в Ереван с переговоров с турецким министром. Добавив, что, по ее информации, поездка российского министра в Армению "подгонялась" так, чтобы случиться после переговоров Эрдогана в Москве. "Мой визит в Ереван плановый. Мы говорили об этом месяца полтора назад. А вот премьер-министр Турции решил приехать в Москву несколько дней назад. С таким же успехом можно было приурочить мой визит к какому-нибудь землетрясению", - спокойно ответил Лавров.
"Я подтверждаю, что мы договорились об этой встрече в Ереване еще в первых числах декабря", - добавил Налбандян. "Отмечу, что и визит министра обороны Армении в Москву точно так же никак не связан с визитом премьера Турции", - решил уточнить Лавров, чтобы окончательно снять все вопросы. На этот раз Налбандян лишь заулыбался.
Он-то значительно лучше многих армян знает, насколько корректно и максимально открыто российская сторона выполняет взятые на себя обязательства в рамках Минской группы. О том, что в позиции Москвы не случилось никаких перекосов, Налбандян смог убедиться, к примеру, 10 октября в Цюрихе.
В тот день Армения и Турция должны были подписать два исторических протокола: "Об установлении дипотношений" и "О развитии двусторонних отношений". На эту действительно важную для всего Кавказского региона церемонию в Швейцарию прилетели не только министры иностранных дел Турции и Армении, но и Сергей Лавров, а также госсекретарь США Хиллари Клинтон, глава МИД Франции Бернар Кушнер и Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Подписание должно было состояться в 19.00. Но время шло, а министры Армении и Турции не появлялись. Выяснилось, что армянская сторона не довольна текстом заранее подготовленного турецкой стороной заявления, в котором затрагивалась тема Нагорного Карабаха.
Возможно, подписание так бы и не состоялось. Если бы именно Лавров не нашел выход, который устроил обе стороны. Он взял листок бумаги и написал записку Налбандяну: "Эдвард, соглашайся на вариант без заявлений". Под этими словами свои подписи помимо Лаврова поставили Солана и Кушнер. Через несколько минут протоколы были подписаны.
А 12 января Конституционный суд Армении одобрил план сближения с Турцией на основе подписанных в Цюрихе документов. Теперь обе стороны обязались в ближайшее время ратифицировать два протокола. Однако это не означает, что после этого в мгновение ока автоматически будут решены все проблемы, мешающие установлению полноценных отношений между Арменией и Турцией. Очевидно, что в дальнейшем еще предстоит не один десяток раундов переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. Остается открытым и крайне трудный вопрос, касающийся геноцида армян. Впрочем, по мнению Лаврова, важно, что обе стороны готовы к диалогу. "Застоя нет. Переговоры продолжаются", - заметил глава российского МИДа и отправился на встречу с президентом Армении Сержем Саргсяном.