Роман Минц: Юмор спасает музыканта от самовлюбленности

В тринадцатый раз на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории собрались знаменитые "возвращенцы".

Это молодые российские музыканты, чьи музыкальное образование и карьера складываются за рубежом. Как и в студенческие годы, новогодние праздники для них - это время возвращения домой, когда можно встретиться с друзьями и поиграть камерную музыку.

Каждый концерт здесь концептуален и непредсказуем, и ни одно сочинение за всю историю "Возвращения" не повторялось дважды. В этом году, как отмечают организаторы фестиваля скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, фестиваль получился особенно насыщенным: в программе выступили 13 новых участников, было представлено 7 российских премьер.

Об истории фестиваля, его участниках, юморе и планах рассказал в интервью "РГ" Роман Минц:

Российская газета: Каким образом вам удается собирать в "мертвый сезон" рождественских праздников полный аншлаг на все концерты?

Роман Минц: Время затишья нам даже на руку, мы заполняем собой концертное пространство. Если же серьезно, то у нас сложилась особая публика, которая по-настоящему любит музыку и знает ее. К нам приходят те, кто может оторваться от процесса отдыха.

 
Видео: Сергей Куксин

РГ: Каждый концерт фестиваля посвящен одной теме. Как они возникают?

Минц: Часто бывает, что есть некое сочинение, которое обладает своей историей. Вокруг него начинают собираться другие произведения. Бывает - возникает тема, и мы уже ищем под нее то, что было бы интересно играть. Так, в этом году мы придумали посвятить концерт уникальному канадского музыканту Глену Гульду (впервые для нас посвящение связано с исполнителем, а не с музыкальной темой или композитором). Он известен в России как пианист, но кроме этого он был композитором, писателем и мыслителем. Не одно поколение музыкантов находится под его влиянием. И мы не исключение.

РГ: Творчество Гульда неоднозначно. Концерт являлся диалогом с его идеями или возникала и оппозиция?

Минц: Оппозиция заложена изначально в самой идее. Гульд терпеть не мог концерты, он надеялся, что они отомрут. А мы сделали именно концерт в его честь. Я не думаю, что он сильно обрадовался, если бы узнал об этом. Мы играли его собственную музыку, что происходит очень редко. Исполнялись и те сочинения, которые он любил (Баха, Гиббонса). Мы не стремимся копировать Гульда, но используем его принципы. Он сам очень вольно обращался с текстами других композиторов, того же Моцарта. Считал, что он, как интерпретатор, имеет право на существование только в том случае, если его исполнение кардинально отличается от всех предыдущих. Мы тоже стараемся интерпретировать по-своему. Но не идем на крайности, а просто ищем свой способ исполнения. Интересно находить новые способы прочтения и новую музыку.

РГ: В рамках фестиваля сложился постоянный "костяк" участников. Вместе с тем происходят постоянные пополнения музыкантов. Как вы отбираете исполнителей для "Возвращения"?

Минц: Музыкант должен соответствовать нашей команде по духу и по профессиональному уровню. Для меня фундаментальное качество человека - чувство юмора. Оно защищает от пафоса, самовлюбленности, что мешает играть камерную музыку. Юмор важен в момент репетиций.

РГ: Сейчас модно перевозить фестивали по российским городам. Вы не думаете об этом?

Минц: "Возвращение" - принципиально независимый фестиваль. Мы никаким образом не связаны с государственным финансированием и не претендуем на него. Наши концерты проводятся только за счет спонсоров. Поэтому мы находимся в специфической ситуации. Кроме того, значительная часть наших "возвращенцев" является исполнителями фестиваля "Крещендо", который и показывает их регионам.

РГ: Как вы оцениваете уровень исполнения камерной музыки в России?

Минц: Наша система музыкального образования в массе своей "заточена" на выпуск солистов. Уже на уровне детских школ акцент ставится на технической базе. По нашему-то мнению, вершины музыкального искусства находятся в области камерной музыки. Первый раз я услышал эту мысль из уст покойного виолончелиста квартета им. Бородина Валентина Берлинского. Он сказал, что считает камерную музыку - лучшей музыкой по тонкости, изощренности, интеллектуальности. Здесь важно слушать друг друга. Кажется, что это просто. Но ведь даже в жизни вести диалог с собеседником могут не многие. Я считаю это качество - одним из обязательных элементов одаренности и музыкального таланта.