В МИНУВШУЮ субботу первый и пока единственный действующий энергоблок Волгодонской атомной станции возобновил выработку электроэнергии после шестидневной остановки для устранения дефекта в парогенераторе.
Как сообщили в управлении информации и общественных связей концерна "Росэнергоатом", 16 января в 16.18 по московскому времени энергоблок N 1 Волгодонской АЭС вновь включен в сеть. С этой минуты, в соответствии с регламентом, был начат поэтапный подъем тепловой и электрической мощности. К моменту подписания номера в печать энергоблок работал уже в обычном режиме.
По сведениям из того же источника, "нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации оборудования нет". А потерявшая герметичность теплообменная трубка в парогенераторе "заглушена по штатной процедуре".
Технические неполадки на первом энергоблоке, заверили "РГ", никак не отразятся на пусковом графике и сроках ввода в эксплуатацию второго. Еще 19 декабря 2009-го здесь начаты процедуры физического пуска энергоблока N 2 Волгодонской (она же - Ростовская) АЭС. К 24 декабря в реактор загружены все 163 тепловыделяющие сборки. Сейчас идет "горячая обкатка" реактора. Следующий этап - выход на минимально-контролируемый уровень мощности. Энергопуск, то есть подключение турбогенератора к сети, назначен на конец марта 2010 года.
А сдача в промышленную эксплуатацию второго энергоблока, если все предыдущие этапы пройдут без осложнений, планируется в октябре 2010 года. Предстоящему событию придают особое значение, поскольку это будет первый ввод новых атомных мощностей в России с того момента (ноябрь 2005-го), как во главе "Росатома" встал Сергей Кириенко.
На этом можно было бы поставить точку, пожелав пусковой команде второго энергоблока выдержать график, персоналу первого - безаварийной работы, а жителям Ростовской области и соседних регионов Южного федерального округа - бесперебойно и круглосуточно 220 вольт во всех розетках. Но вышло так, что незначительная, как оказалось, техническая неисправность - разгерметизация одной (!) из 11 тысяч (!!) трубок парогенератора - вызвала нешуточный общественный резонанс и потребность объясниться.
Напомним, что первые сообщения о технической неполадке на этой АЭС появились в последний день новогодних каникул, к середине воскресенья 10 января. И журналисты, в том числе журналисты "Российской газеты", не могли обойти молчанием этот факт. Тем более что это был второй "звонок" из Волгодонска за последние две недели.
Поздно вечером 26 декабря 2009 года из-за дефектных, как выяснилось, изоляторов на токопроводе от генератора к трансформатору первый энергоблок ВАЭС был отключен от сети. Причем отключен не персоналом, а одномоментным действием автоматики, следящей за электрической защитой генератора. Оценив ситуацию, реактор в тот раз останавливать не стали, а лишь перевели его на 10-процентный уровень тепловой мощности.
"Недержание" в трубной системе парогенератора, обнаруженное 10 января, потребовало полной остановки реактора и, соответственно, отключения действующего блока от сети. Энергосистема Юга России в очередной раз была поставлена перед фактом выбытия 1000 мегаватт электрической генерации.
Поясним: работая на проектной мощности, один блок ВАЭС обеспечивает около 40 процентов потребности в энерго ресурсах Ростовской области и 16 процентов - от потребностей Южного федерального округа. Но какими бы ни были издержки и прямые потери, в подобных ситуациях главный приоритет, конечно, безопасность. И диспетчеры ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" без колебаний дали согласие на отключение, как только такая заявка поступила из Волгодонска.
Все это, в деталях и подробностях, мы знаем сегодня. А в нерабочий день 10 января довольствовались экстренным сообщением "Интерфакса" и пространными комментариями директора Волгодонской АЭС агентству РИА Новости, из которых следовало, что "нынешняя остановка никак не связана с прошлым инцидентом". Но более всего удивило, как легко и беззаботно Александр Паламарчук сравнил происходящее на его АЭС с поломкой обычной машины, "у которой могут сначала возникнуть неполадки в системе зажигания, а позже - спустить колесо".
Словом, то свечу пробьет, то шина лопнет. И никакой связи между двумя подряд сбоями на одном энергоблоке руководитель увидеть не пожелал. А вот журналистам посоветовали выучить, как таблицу умножения, классификацию МАГАТЭ. Тогда, возможно, мы поймем, что "инцидентом" дозволено называть только то событие, "которому присвоен 2-й уровень опасности по Международной шкале оценки ядерных событий INES". А то, что имело место 10 января, "вне шкалы". И про "аварийную защиту" дали исчерпывающую справку. Применительно к реакторам типа ВВЭР, что установлен на Волгодонской атомной, АЗ срабатывает в течение двух секунд с последующим "обнулением" работы блока в течение восьми секунд. А десятого января реактор расхолаживали по штатной процедуре - она занимает шесть часов.
Что ж, мы принимаем к сведению этот технический ликбез - не бесполезный, как нам кажется, и для читателей. И даже готовы повторить вослед пресс-службе "Росэнергоатома", что и ранее на Волгодонской АЭС (а она вырабатывает электроэнергию с 2001 года) не было зафиксировано ни одного нарушения выше нулевого уровня по шкале INES. И на этом основании коллектив станции дважды признавался лучшим среди российских АЭС по культуре безопасности.
Но при всем том мы следили и будем следить с особым пристрастием за всем, что происходит на атомных объектах, какие предлагаются новации, делаются прогнозы и раздаются обещания. И уж никак не можем допустить, чтобы уровень надежности наших АЭС приблизился к надежности "Жигулей" пятой модели.
Досье "РГ"
Аварийная остановка реактора (анг. - scram, emergency shutdown) - быстрое прекращение цепной ядерной реакции при возникновении аварийной ситуации. В активную зону реактора вводятся регулирующие стержни (как правило, под действием собственной массы, отсюда и выражение - "АЗ упала") или жидкого поглотителя нейтронов. Тем самым реактор приводится в подкритическое состояние, и его мощность снижается до уровня остаточного тепловыделения.