В начале 1980-х не было дела громче этого. 13 мая 1981-го турецкий боевик, член террористической организации "Серые волки" Мехмет Али Агджа стреляет в Иоанна Павла II, и тут же Вашингтон заявляет, что покушение - дело рук мирового коммунизма.
Скандал поднялся страшный. А обвинили во всем болгар и Советский Союз. Якобы, боясь, что на родине тогдашнего Папы - поляка поднимется антисоветское восстание, они и подстрекали Агджу на покушение.
Абсурд полный. Но в Италии быстренько арестовали представителя болгарской компании "Балкан" Сергея Антонова, затеяли суд.
- Длительное следствие и суд в конце концов не пришли к выводу о виновности Антонова, человека робкого, исключительно болезненного, ни к каким спецслужбам отношения не имевшего, - рассказывал мне ныне покойный генерал-майор Борис Соломатин, занимавший в ту пору пост резидента разведки в Риме. - Обвинения - фантастические, ложь - неимоверная. Тут уж и ЦРУ, и подчиненные американцам службы НАТО развернулись. Истерия поднялась неимоверная. Мы-то твердо знали, что ничего даже хоть как-то похожего на все этого не было и быть не могло. Но когда о твоей причастности кричат, твердят, вдалбливают в сознание, в умах простых людей невольно складывается впечатление, что, быть может, и вправду дыма без огня не бывает. Процесс длился довольно долго. И будучи более или менее объективным, итальянский суд вынужден был признать: доказательств причастности Антонова, то есть спецслужб Болгарии, а отсюда и наших, нет. Болгарина отпустили, дело фактически развалилось. Но скандал, связанный с покушением на Папу Римского, можно считать одной из крупных и, к нашему сожалению, успешных операций ЦРУ. Ведь она оставила след в умах миллионов католиков.
А Агджа, приговоренный к 19 годам по просьбе понтифика, встречавшегося с ним в тюрьме, был в 2000-м помилован и экстрадирован в Турцию. Там ему дали еще десять лет: в 1979-м он убил редактора турецкой газеты.
Неврастеник и террорист Мехмет Али Агджа все эти годы не давал забывать о себе. То признавался: действовал в одиночку. А иногда, когда вновь хотелось привлечь внимание западной прессы, выскакивал с быстро тиражируемыми на весь мир заявлениями о болгарском следе. Его воспоминания о тюремных свиданиях с Папой тоже быстро расходились по свету.
И сегодня, когда, отсидев на родине "десятку", бывший "серый волк" выходит на свободу, он не преминет продать свои бредни подороже. Уже выторговал огромный гонорар у телевидения. Эксклюзивное интервью даст чуть не за 2 миллиона долларов. Выбрасывающих такую огромную сумму не смущает, что Агджа явно не в себе. Пророчествует о конце света, предрекает, будто человечеству жить остается недолго. Себя называет... Христом.
Представляете, какие откровения может выдать экс-боевик? Однако их ждут, причем с нетерпением. Агджа напишет и автобиографическую книгу, на которую уже отыскались издатели. А американец Дэнни Браун готов взяться с ним и за совместный писательский труд под условным названием "Код Ватикана", на основе которого может быть снята и художественная лента. Полная потеря здравого смысла в оценке событий никого не смущает. Канула в Лету "холодная война", но выпущенный из камеры убийца по-прежнему востребован.