Вслед за событиями на АвтоВАЗе на долю Тольятти выпали новые экономические испытания: как сообщает "Интерфакс", на грани остановки оказался ведущий в стране производитель аммиака "Тольяттиазот" (ТоАЗ). Химическое предприятие, в отличие от автомобильного, сбавило обороты не по своей вине: 6 из 11 агрегатов ТоАЗа перестали работать из-за резкого скачка цен на газ.
Тарифы на природный газ - ключевое сырье для производства аммиака, карбамида и метанола, на выпуске которых специализируется тольяттинский завод, - с 1 января 2010 года ощутимо возросли. Если в начале 2009 года 1 тыс. кубометров газа стоила около 2 тыс. рублей, то на первое число нынешнего года цена за тысячу кубометров составила 2835 рублей. Причем это стоимость только лимитированного газа, на который приходится немногим больше половины от всех потребностей "Тольяттиазота" (всего заводу требуется 5,7 млрд кубометров сырья в год). Его поставляет компания ООО "Межрегионгаз". Остальное завод вынужден покупать у "дочки" основного поставщика - ООО "Самарарегионгаз", но уже по более высокой цене: в прошлом году тысяча кубометров "нелимитированного" газа обходилась ТоАЗу менее чем в 3 тыс. рублей, а в этом - уже почти в 3,5 тыс. рублей. Получается, что для тольяттинского завода цены выросли на 30 процентов. Подобная тарифная политика не согласуется с прогнозируемым Минэкономразвития России на этот год уровнем инфляции в 7,5 процента.
Как известно, тарифы на "голубое топливо" устанавливают не поставщики, а Федеральная служба по тарифам. Так, для промышленных предприятий Самарской области в этом году минимальная и максимальная цены на газ приняты в размере 2403 и 2884 рубля. Однако на предприятии считают, что поставщик необоснованно выбирает для ТоАЗа в этой ценовой вилке близкий к максимальному значению тариф. И приходят к мнению, что, таким образом, газовики могут получать за счет их компании сверхприбыли. А это неприемлемо для предприятий, которые выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, "Тольяттиазот" входит в перечень системообразующих российских предприятий, которых государство обязалось поддерживать в кризисное время. И сегодня у завода нет финансовой возможности оплачивать сырье по завышенным ценам. ТоАЗ и так был вынужден остановить работу 6 агрегатов из 11.
Однако это не единственная проблема "Тольяттиазота", связанная с его поставщиком. С ноября 2009 года "Самарарегионгаз", как пишет "Интерфакс", необоснованно, по мнению ТоАЗа, занижает объемы поставляемого на предприятие газа. По этой причине на заводе вышло из строя дорогостоящее теплообменное оборудование, которое обеспечивало безаварийную работу агрегатов. Для его правильного функционирования ежемесячно требуется дополнительно 15 млн кубометров газа. Это только усугубило финансовые и технологические проблемы ТоАЗа, где простаивает более половины агрегатов.
Поскольку нормальная работа завода напрямую зависит от стабильных поставок сырья, сейчас на предприятии сложилась, по словам пресс-секретаря ТоАЗа Игоря Башунова, достаточно тяжелая ситуация. "Интерфакс", ссылаясь на источник в Тольятти, пишет, что, если руководству "Тольяттиазота" не удастся договориться с "Самарарегионгазом", то предприятие будет вынуждено приостановить свою деятельность. Это значит, что кроме экономических трудностей в регионе может усугубиться и без того напряженная социальная обстановка. Ведь на предприятии работают около 5 тыс. человек, и за каждым из них стоят семьи.
"Тольяттиазот" до последнего времени справлялся с последствиями экономического кризиса собственными силами. Руководство завода сохранило рабочие места, заработную плату и большой социальный пакет для трудового коллектива. Кроме того, ТоАЗ, который является одним из крупнейших налогоплательщиков в Самарской области, имеет обязательства перед Тольятти и регионом - на его содержании находится ряд ключевых социальных объектов.
Полная остановка работы ТоАЗа приведет к тому, что уровень безработицы в Тольятти резко возрастет, поскольку сложности, в том числе из-за повышения тарифных ставок на газ, испытывают и два других химических завода города - "Куйбышевазот" и "Тольяттикаучук". Эти три предприятия сегодня составляют экономическую основу Тольятти. Вместе на них трудятся около 20 тысяч человек.
Если тольяттинские предприятия прекратят свою деятельность, то российскую экономику ждут долгосрочные негативные последствия: во-первых, под угрозой срыва окажется программа российского правительства по возрождению моногородов, а во-вторых, Россия потеряет лидирующее место на мировом рынке нефтехимии.
Сегодня в России 400 моногородов, в которых не менее 25 процентов населения работает на одном предприятии. Некоторые из них в соответствии с планами российского правительства могут вообще исчезнуть с карты страны, в других будут модернизированы уже имеющиеся и созданы новые производства, развиваться малый и средний бизнес. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, возглавляющего правительственную комиссию по реформированию экономики моногородов, в первом квартале нынешнего года начнется реализация 20 пилотных проектов в разных уголках страны. В их число попал и Тольятти, который Игорь Шувалов вместе с Набережными Челнами и Нижним Тагилом назвал "национальным достоянием".
Тольятти должен стать опытной площадкой для правительственных начинаний. Здесь планируется организовать несколько инновационных производственных комплексов или кластеров - автомобилестроительный, информационных технологий и авиакосмический, а также создать предприятия, занимающиеся выпуском товаров народного потребления - мебели, игрушек, энергосберегающих ламп. Инвестиции из федерального бюджета на перепрофилирование экономического комплекса города составят более 1 млрд рублей. Программа помощи Тольятти одобрена и начнется с передачи объектов социальной инфраструктуры АвтоВАЗа в муниципальную и федеральную собственность. На помощь государству, как рассчитывают в правительственной комиссии по реформированию экономики моногородов, придет частный бизнес. А в перспективе на примере спасения Тольятти будут разработаны типовые схемы для других участников проекта.
Однако план по возрождению Тольятти, а вслед за ним и других моногородов, может провалиться из-за тарифной политики естественных монополий. Ведь он четко привязан к главному предприятию города - АвтоВАЗу - и, вероятнее всего, не подразумевает помощи другим тольяттинским производителям. Скорее, наоборот, государство рассчитывает, что такие предприятия, как "Тольяттиазот", будут поддерживать местную экономику на протяжении всего перестроечного периода.
Что касается перспективы потерять лидирующие позиции России на мировом рынке аммиака, то она непосредственно связана с ситуацией на тольяттинском химическом предприятии. "Тольяттиазот" пока еще удерживает "бронзу" в мировом рейтинге, но ему уже сейчас наступают на пятки производители из развивающихся стран Азии, Африки и Ближнего Востока.
Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, готовится программа спасения экономики города в надежде на приход сюда частных инвесторов, снижается ставка налога для предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а с другой стороны, все эти усилия могут быть сведены к нулю из-за неподъемных тарифов естественных монополий.