Международные эксперты подвели итоги безопасности полетов мировой гражданской авиации за 2009 год: с многодвигательными воздушными судами зарегистрировано 30 авиакатастроф. В том числе 11 - с пассажирскими рейсами. Всего погибли 757 человек в самолетах и 1 человек на земле.
О мировых авиатенденциях корреспондент "РГ" беседует с президентом консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерием Шелковниковым.
Российская газета: Валерий Георгиевич, любая авиакатастрофа - это всегда чьи-то жизни. Раскладывать "по полочкам" их всегда очень тяжело. Поэтому, отбросив эмоции, просто хочу уточнить: нынешний показатель по пассажирским самолетам - самый низкий за последние годы?
Валерий Шелковников: Да. Это, действительно, лучшая позиция. Но вообще минувший год складывался драматически. Почему? В мае произошел резкий скачок авиационных происшествий. Всемирный фонд безопасности полетов забил тревогу, с серьезнейшими заявлениями выступил президент фонда Билл Восс. И знаете, то ли стечение обстоятельств, то ли сработало! Уже после июля кривая катастроф покатилась вниз. В результате 2009 год стал самым "благополучным" за последние десять лет. Для сравнения: с 1999 по 2008 годы в небе каждый год в среднем происходило 32 ЧП.
РГ: А какая ситуация с грузовыми самолетами?
Шелковников: На их долю пришлось 33 процента катастроф. Меньше всего неприятностей было при тренировочных полетах - 10 процентов. И всего 3 процента - при перегонках воздушных судов.
РГ: Эксперты назвали наиболее опасный для полетов регион?
Шелковников: Конечно. Это снова Африка: 30 процентов всех катастроф с погибшими случилось именно там. И это с учетом того, что в Африке выполняется лишь 3 процента от общего количества рейсов. Такое соотношение выводит Африку на абсолютное "первое место". Хотя в Азии зарегистрировано 43 процента катастроф, их пропорция к общему количеству выполненных полетов в разы меньше, чем на Черном континенте.
РГ: А как выглядят Америка, Европа?
Шелковников: На Европу приходится 10 процентов всех авиакатастроф. На Америку - 9 процентов, Австралию и Океанию - по 3 процента. Кстати, в пяти из тридцати зарегистрированных ЧП рейсы выполнялись авиакомпаниями, включенными в "черный список" Евросоюза.
РГ: Так что правильно делает Евросоюз, вводя жесткие ограничения на полеты в свое воздушное пространство для тех, кто не выполняет требования безопасности?
Шелковников: Безусловно. Это дает положительный результат. Например, в 2007 году разбились самолеты девяти авиакомпаний, включенных в "черный список" Евросоюза.
РГ: Какие показатели по деловой авиации?
Шелковников: В списке четыре катастрофы корпоративных самолетов, в которых погибло 11 человек. В том числе 26 октября в Белоруссии потерпел крушение бизнес-джет Hawker-125 российской авиакомпании S-Air. Погибли пять человек, включая генерального директора авиакомпании.
РГ: Раньше эксперты утверждали, что наибольшее количество неприятностей с самолетами происходит при заходе на посадку и посадке. Это по-прежнему так?
Шелковников: Так. Авиационные происшествия на этих этапах полета составили 36 процентов. Но это поразительный успех! Поясню. С момента зарождения авиации именно они остаются самыми сложными: здесь случалось около 60 процентов всех ЧП. И это была одна из главных проблем авиации.
В 1996 году Всемирный фонд безопасности полетов создал Целевую группу из ста всемирно известных экспертов, которые разработали уникальный документ - руководство по снижению риска авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Его одобрила Ассамблея ИКАО. В мире было проведено огромное количество семинаров. А само руководство стало настольной книгой пилотов. С позиции функционирования больших систем - налицо положительное влияние принятого международным авиационным сообществом великолепного решения и настойчивое его внедрение.
РГ: А сколько происшествий, скажем, случилось на взлете?
Шелковников: На взлете - 10 процентов, при наборе высоты - 20 процентов, по маршруту - 27 процентов.
РГ: Насколько я понимаю, некоторые события прошлого года стали толчком к тому, что сейчас многие страны пересматривают требования к авиационной безопасности в сторону ужесточения?
Шелковников: Вы правы. В 2009 году было четыре попытки угона самолетов. Кроме того, зарегистрировано два случая противоправных действий. Так, 25 декабря 23-летний нигериец попытался взорвать самодельную бомбу на борту американского самолета, следовавшего из Амстердама в Детройт. После этого происшествия меры безопасности принимаются беспрецедентные.
Составлен список из 14 государств, граждане которых, следующие в США, будут подвергаться наиболее тщательному досмотру и обыску. В список вошли: Алжир, Афганистан, Ирак, Иран, Йемен, Куба, Ливан, Ливия, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан.
РГ: Гражданская авиация остается одним из самых безопасных видов транспорта?
Шелковников: Конечно. И это тоже подтверждает статистика: более 30 тысяч человек в год погибают в России на дорогах, в США более 800 - только на велосипедах. Вот и сравнивайте. Однако у авиаторов существует правило: никогда не хвалиться успехами в области безопасности. Не следует допускать, чтобы под влиянием продолжительного отсутствия катастроф или серьезных инцидентов развивалось чувство успокоенности или ложной безопасности. Это чревато.
РГ: Скажите, а сколько авиакомпаний России и стран СНГ на сегодняшний день прошли аудиторскую проверку состояния безопасности полетов ИАТА?
Шелковников: По состоянию на 31 декабря 2009 года - 21. Это радует. Три года назад их было только шесть.
Наиболее громкие мировые катастрофы минувшего года
12 февраля - в США потерпел катастрофу новейший самолет de Havilland Canada DHC-8-402 Q400 2008 года выпуска американской авиакомпании Colgan Air при заходе на посадку в аэропорт Buffalo Niagara. Все 49 человек, находившиеся на борту, погибли.
1 июня - самолет Airbus A330-203 авиакомпании Air France, выполнявший международный пассажирский рейс AF 447 из аэропорта Rio de Janeiro-Galeao (Бразилия) в аэропорт Paris-Charles de Gaulle (Франция), во время грозы пропал над акваторией Атлантического океана. Погибли 228 человек.
16 августа - два самолета Су-27UB из знаменитой пилотажной группы "Русские Витязи" столкнулись в полете. Погиб командир пилотажной группы, заслуженный военный летчик Игорь Ткаченко.