Качеством обслуживания авиапассажиров в московских аэропортах недовольны и пассажиры, и городские власти настолько, что вчера этот вопрос впервые за много лет был вынесен на обсуждение правительства столицы.
"Хуже наших только аэропорт Шарль де Голль в Париже", - в сердцах заметил первый заммэра Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков, который вел заседание.
Главная трудность, которая мешает навести порядок, состоит в том, что управляют воздушными перевозками федеральные власти, находятся аэропорты в Московской области, а все претензии к их работе звучат в адрес Москвы. Поэтому, как сообщил руководитель департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи, прежде чем обсуждать вопрос на заседании правительства Москвы, в этом ведомстве проанализировали жалобы москвичей и мнения всех участников авиаперевозок о наиболее слабых местах, чтобы понять, что же следует предпринять. Выяснилось, что больше всего нареканий вызывают очереди, в которых приходится простаивать москвичам и гостям столицы, чтобы пройти паспортно-визовый контроль. "Да, качество обслуживания у нас хромает", - согласился руководитель Росграницы Дмитрий Безделов. Виноваты в этом, по его мнению, устаревшая инфраструктура пропускных пунктов, отсутствие современных технологий. Но благодаря тому, что агентству начали больше выделять денег из федерального бюджета на обустройство границы, появились возможности эти недостатки исправить, заверил он. К тому же в ближайшее время должен быть принят закон об аэропортах, в котором четко будут оговорены единые требования - в том числе и к организации пограничного, таможенного и санитарного контроля, что также должно ускорить решение назревшего вопроса.
Множество претензий у пассажиров вызывают и задержки рейсов, что неудивительно: в Шереметьеве за прошлый год их было около 25 тысяч, в Домодедове - свыше 14 тысяч, во Внукове - более 6 тысяч. По мнению Василия Кичеджи, это связано в основном с недостаточной пропускной способностью Московского авиаузла, которую при его нынешней технической оснащенности и уровне организации воздушного движения невозможно увеличить. Он привел пример: у Московского авиаузла всего три маяка, а в одном лондонском аэропорту Хитроу - их 14. Но если технические проблемы, скорее всего, будут решены с введением в строй в 2011 году нового центра управления полетами "ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ", то вопрос преодоления запретных зон и действующих ограничений на полеты гражданских воздушных судов остается открытым. Дело в том, что в радиусе 100 километров от Москвы расположено 36 аэропортов. Из них крупных, которыми пользуется большая часть пассажиров, всего три - Шереметьево, Домодедово и Внуково. Остальные - мелкие военные и частные гражданские. В общей сложности они используют не более четверти отведенного им воздушного времени, но воспользоваться оставшимся никому другому не позволяют, хотя Москва неоднократно ставила этот вопрос перед минобороны. Отсутствие свободных коридоров и приводит к задержкам рейсов.
- Самолеты какого аэропорта имеют право полетов над Москвой? - задал еще один больной вопрос для столицы префект Юго-Западного округа Алексей Челышев. Оказывается, летать над городом не позволено никому. Лайнеры же, рассекающие небо над районами вроде Бутово и Зеленограда - это, по словам директора филиала "Московский центр автоматизированного управления воздушным движением" Владимира Ужакова, "следствие плохого пилотирования в неблагоприятных метеоусловиях". Но беда в том, что появляются они над крышами домов москвичей не от случая к случаю, а настолько часто, что, как сообщил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин, пришлось организовать службу мониторинга за уровнем шума от самолетов. Чтобы пресечь это явление, он предложил внести поправки в административный кодекс Москвы и ужесточить меры наказания нарушителей воздушного пространства.
Еще одна важная составная часть качества обслуживания авиапассажиров - транспортная доступность аэропортов. Столичными властями вместе с РЖД в этом направлении кое-что уже сделано. В частности, в любой из них сейчас можно гарантированно добраться на аэроэкспрессе. Еще более улучшится железнодорожное сообщение после пуска единого транспортного терминала, который планируется построить в 2012 году в районе площади трех вокзалов, сообщил Василий Кичеджи. А вот на автомобиле пока можно точно рассчитать время на дорогу, лишь следуя во Внуково, - после того как город реконструировал Киевское и Боровское шоссе. Зато реконструкция Ленинградки, по мнению Петра Бирюкова, спасением от пробок не станет, ибо за МКАД дорога все равно упрется в узкое горлышко. Решить эту проблему Москве обещал помочь Минтранс России. Но если на участке от МКАД до Манежной площади магистраль будет реконструирована уже в этом году, то что дальше - пока не известно никому.
Далек от совершенства и сервис в московских аэропортах. "В Мюнхене человек с клюкой только выйдет из самолета, как за ним две тележки едут - предлагают помочь подвезти багаж. А у нас?" - возмущался недостаточной приспособленностью московских аэропортов к нуждам людей с ограниченными возможностями еще один министр - руководитель потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. Впрочем, трудно назвать столичным в Москве и уровень общепита и торговли, а бытовых услуг там чаще всего нет и вовсе. "Позвольте городу подключиться к этой работе, - взывал Малышков к авиаперевозчикам. - Я понимаю, это большие деньги и вам хочется все сделать самим. Но москвичи и гости столицы не могут ждать еще 5-6 лет, чтобы получить полный пакет услуг".
Московские власти решили больше не ждать с преобразованием аэропортов. На доработку необходимых для этого мер усилиями всех причастных ведомств отведено три недели.