"Только для взрослых" - такая ремарка в программке Московской филармонии, наверное, значится впервые. Поводом для ограничений послужила отнюдь не музыка.
"Виноваты" в этом сочинения А.С. Пушкина, выбранные современным композитором Александром Чайковским для двух небольших опер - "Мотя и Савелий - Моцарт и Сальери" (1999 год) и "Царь Никита и сорок его дочерей" (1997 год). Идею этих комических розыгрышей подкинули ему музыканты "Терем-квартета", они же много раз их исполняли.
Александр Чайковский значительно подретушировал классических "Моцарта и Сальери". В результате получилась опера в формате "задом наперед". Классический сюжет о гении и злодействе превратился в бессвязный разговор между двумя музыкантами-пропойцами. Дойдя до кондиции, директор клуба самодеятельности Савелий (бас Алексей Мочалов) и худрук Мотя (тенор Анатолий Богомолов) перешли под звуки балалайки на "высокий штиль", возомнив себя героями пушкинской трагедии (как тут не вспомнить Венечку Ерофеева). Но разговор их не клеится, так как затуманенное сознание музыкантов двигается в обратном направлении по отношению к оригинальному тексту.
Опера "Царь Никита" полностью следует сюжету хулиганской сказочки 22-летнего Пушкина, известного своей фривольностью. Бас и тенор под аккомпанемент четырех народных инструментов рассказывают историю нелегкой судьбы царя. У сорока его дочерей отсутствует то, что поэт обозначает то "любовным огнивом", то "птичками", то "целью желания". В результате долгих приключений молодой гонец привозит от страшной ведьмы отсутствующие элементы. Все пируют и веселятся.
Несмотря на солидные звания и статус - профессор и заведующий кафедрой композиции Московской консерватории, художественный руководитель филармонии в Москве, - Чайковский относится к классике хоть и уважительно, но на "ты", предпочитая из "музейных экспонатов" делать живое искусство. Опера сегодня ассоциируется либо с "антиквариатом", либо с интеллектуальными вершинами, доступными лишь экспертам. Подобное мнение под держивают и многие современные композиторы, уходя с головой в эксперименты с формой и языком. Но Чайковский считает, что опера - жанр популярный и развлекательный (таким он был и во времена, например, Моцарта). Поэтому здесь уместно все, что будет интересно публике, - и ирония, и сарказм, и юмор. А для того чтобы воплотить это, и возникают чисто музыкантские приемы: смешение различных стилей и исполнительские фокусы.
Большую роль в успехе представленных "НЕдетских" сочинений сыграли, конечно же, актерские таланты исполнителей и тонкие решения деликатных сцен режиссеров-постановщиков Марии Катоминой и Радомиры Ползуновой. В новом амплуа выступил народный артист Алексей Мочалов. Безусловным успехом стало и выступление солиста капеллы В. Полянского - тенора Анатолия Богомолова, который не так уж известен широкой публике, но обладает яркими вокальными и артистическими дарованиями. В целом менее интересным вышел алкогольный треп Моти и Савелия. Просто потому, что сама музыка более скованная, и партии музыкантов беднее, чем в эротической сказке, да и сюжет уж очень тривиален.
Многие спросят - зачем нужно было вытаскивать неприличные сюжеты классика и переворачивать с ног на голову трагедию? По-видимому, Александр Чайковский отвечает словами Пушкина, которые заключали концерт: "Многие меня поносят и теперь, пожалуй, спросят, глупо так зачем шучу. Что за дело им? Хочу".