Перечень лекарств для льготников урезать не будут, ограничений по стоимости медикаментов при выписке льготных рецептов нет. Кроме того, в ближайшее время государство зафиксирует цены на 500 важнейших препаратов в свободной продаже. Обо всем этом рассказала в ходе "горячей линии" в нашей редакции заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.
Николай Михайлович Силин: Я астматик, инвалид второй группы. Уже полгода в продаже нет таблеток теофедрина. Когда они будут?
Елена Тельнова: Действительно, с производством теофедрина, к сожалению, были проблемы в 2009 году, в настоящее время он заводом наработан и находится на этапе предварительного контроля. На сегодня Вам можно посоветовать согласовать с врачом замену данного препарата на аналогичный.
Николай Николаевич Юрченко, Псковская область: Я афганец, имею льготы. У меня такой вопрос. По кожным заболеваниям в льготном перечне нет никаких лекарств. А покупать - одна упаковка обходится в 400-500 рублей.
Тельнова: уточните, пожалуйста, в перечне нет или вам врач не назначает?
Юрченко: Я прихожу к врачу за рецептом, врач говорит, у нас из льготного списка ничего нет, и рецепт не выписывает.
Тельнова. Это неправильно. В перечне для обеспечения льготников есть препараты всех фармакологических групп, в том числе, и для лечения кожных болезней. Врач должен назначить вам лекарство по показаниям и выписать льготный рецепт на препарат, включенный в перечень лекарственных средств для льготного отпуска. Если в аптеке, которая обслуживает льготников, препарата нет, рецепт оставляют на отсроченное обслуживание. В течение 10 дней препарат должны заказать, доставить в аптеку и выдать вам.
Оставьте ваш адрес и номер поликлиники, где вы наблюдаетесь. Наше территориальное управление проверит, как там обстоят дела. Думаю, мы решим вашу проблему.
Российская газета: Елена Алексеевна, заодно вопрос, который очень часто повторяется в нашей почте. Многие жалуются, якобы существует некий приказ Минздравсоцразвития, согласно которому врачи не выписывают льготные рецепты, если в "прикрепленной" аптеке нет нужного препарата. В результате "отсроченных" рецептов нет, показатели для отчетности благополучные, но люди остаются без лекарств...
Тельнова: К нам в Росздравнадзор тоже поступают жалобы на этот счет. Также иногда пациенты жалуются, что им отказывают в выписке лекарств, мотивируя это тем, что, дескать, уже "выбрана" причитающаяся на льготника сумма. Утвержденный норматив финасовых затрат на одного пациента в 2009 году составлял 480 рублей, на 2010 год утвержден норматив в размере 531 рубль, а фактически средняя стоимость рецепта в 2009 году составила 699 рублей. В ряде регионов она значительно превышала 1000 рублей. Совершенно точно вам говорю: никаких приказов "сверху", которые бы каким-то образом ограничивали врача, не было и нет. На сегодняшний день и денег выделяется достаточно, и обеспечить пациента в рамках льготного перечня вполне возможно. Сумма, которая "приходится" на одного участника льготной программы, утверждается для того, чтобы рассчитать общий объем средств при финансировании, и никоим образом не ограничивает стоимость лекарств, выписываемых одному пациенту.
Это, конечно, не означает, что льготник может требовать, чтобы ему выписывали какие угодно медикаменты в неограниченном количестве по его желанию. Только лечащий врач решает, какие именно лекарства показаны пациенту, в каком сочетании, дозировке и т.д. В частности, он должен следить, чтобы при лечении "букета" болезней лекарства дополняли друг друга и не возникало полипрагмазии.
Хочу отметить, по нашим наблюдениям (а Росздравнадзор постоянно проводит мониторинг, как выполняется льготная программа) во многих регионах ситуация улучшилась. Но остаются территории, в которых имеется некоторое количество рецептов на отсроченном обеспечении, а также есть данные, что рецепты были выписаны, но до аптек "не дошли". Чаще всего это говорит о том, что или аптека не хочет работать с этими рецептами, не принимает их у людей, или органы управления здравоохранения неправильно определили потребность в лекарственных средствах. Мы это видим, и эти данные, конечно же, анализируем.
По данным мониторинга, за 2009 год поставлено лекарственных средств на 46 млрд. рублей, против 34,4 млрд. рублей в 2008 году, то есть на 34 процента больше; выписка возросла только в рамках программы семи высокозатратных нозологий, по этой программе отпущено лекарств на 44 млрд. рублей, против 29,4 млрд. в 2008 году, то есть на 49,6 процента больше.
Линник Светлана, Москва: Предлагаю расширить сеть аптек, обеспечивающих льготников. В аптечном пункте при поликлинике лекарства есть не всегда, приходится ждать по две-три недели.
РГ: Нам прислали и прямо противоположный вопрос из Санкт-Петербурга. Наш читатель считает, что аптек слишком много, и их работу, в частности, цены, по которым они продают лекарства, трудно контролировать. Ваше мнение, Елена Алексеевна?
Тельнова: Организация работы аптек - это вопрос субъекта Российской Федерации. Никто не ограничивает количество аптек. Их может быть столько, сколько субъект считает нужным. "Привязка" льготников к одному аптечному пункту при поликлинике, (такой порядок в столице), по моему мнению, это - положительный момент, это удобно и врачу и пациенту. Пациенту не нужно ходить по аптекам. А врач, если препарата нет, может быстрее подобрать замену. Другое дело, что эта система хорошо работает, если четко налажена система составления заявки и своевременной доставки лекарств в аптечный пункт. Судите сами: ведь каждый врач знает, сколько у него хронических больных-льготников, какие препараты и в каком количестве им нужны, значит, на уровне поликлиники можно очень точно составить заявку. На деле, к сожалению, это не всегда работает. Проблема здесь есть, что говорить.
Куранов Александр Федорович, Минеральные воды, Ставропольский край: Я хотел бы узнать, войдут ли такие лекарства, как кораксан, предуктал, крестор в перечень препаратов, на которые государство установит фиксированные цены? Они дорогие. Но мне необходимы эти лекарства, я перенес два инфаркта и должен их каждый день принимать.
Тельнова: Скажите, а вы не льготник?
Куранов: Я отказался от льготы, получаю деньги, но они мизерные по сравнению с тем, что стоят эти лекарства.
Тельнова: Первый момент. Вы отказались от федеральной льготы, чего, наверно, с вашими заболеваниями не стоило делать. Тем не менее, для больных некоторыми видами заболеваний (в том числе, и для больных, перенесших инфаркт миокарда) существует порядок льготного обеспечения необходимыми лекарствами за счет бюджета субъекта РФ. Все эти заболевания перечислены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 (с более поздними изменениями и дополнениями), которое продолжает действовать, и по которому вас субъект РФ должен обеспечивать лекарствами. Вы можете обратиться в органы управления здравоохранения.
Куранов: Это бесполезно. Я сотни раз обращался. Ответ один - у нас их нет, и все.
Тельнова: Еще раз повторяю, вы свои права должны знать. И оставить, если вас не обеспечивают, заявление в органах управления здравоохранения. Если вам не помогают, не дают ответ, то вы можете обратиться к нам в Росздравнадзор, написать письмо. И мы, соответственно, обратимся в наши территориальные управления для проверки ситуации. Можно также обратиться на нашу "горячую линию", которая работает в Росздравнадзоре. Это первая часть ответа.
Второе. Вы спрашиваете, будут ли регулироваться цены на перечисленные вами препараты. Перечень таких лекарств (они называются жизненно необходимыми и важнейшими) можно посмотреть на сайте Минздравсоцразвития. В этом перечне довольно большая группа сердечно-сосудистых препаратов.
Павлова Мария Федоровна, Нижневартовск: Я бы хотела узнать, почему в аптеках нет перечня лекарств для льготников? Невозможно проверить, можно получить нужное лекарство бесплатно, или его нет в списке.
Тельнова: Если в аптеке говорят, что у них нет перечня льготных лекарственных средств, значит, лукавят. Во всех аптеках, которые работают с льготниками, такой перечень есть в обязательном порядке. Есть он и в поликлинике у врачей, и в органах управления здравоохранения. Это открытый документ.
Сертакова Александра, Саратовская область, Самойловский район: У нас поселок городского типа, а регулярного снабжения лекарствами нет. Даже жизненно необходимые препараты, например, инсулин для диабетиков, получаем с перерывами. Нет такого, что вовремя заказывается и вовремя не дается людям. А в деревнях еще хуже... За январь мы еще не получили лекарств, вынуждены покупать сами.
Тельнова: А что же вы молчите? Мы обязательно разберемся с данным вопросом.
Сертакова: Как-то неудобно. Врачи же не виноваты наши местные, могут их поругать. Но у меня не личная просьба, в таком положении у нас много людей.
Тельнова: Александра, оставьте нам ваши координаты и мы дадим поручение территориальному управлению Росздравнадзора по Саратовской области разобраться.
Но должна сказать, что по сравнению с городами жители сельской местности действительно в худшем положении по обеспечению лекарствами. Сейчас этим вопросом занимаются и законодатели, минздравсоцразвития. Мы надеемся, что новый Закон об обороте лекарственных средств, который уже поступил в Думу, будет разрешено обеспечивать жителей села лекарствами в фельдшерско-акушерских пунктах. Тогда им не нужно будет за каждой таблеткой ездить в райцентр.
Петр Ильичев, Владикавказ: 13 января в "Российской газете" был опубликован перечень лекарств, на который должны зафиксировать цены. А эти цены где можно узнать, они будут опубликованы?
Тельнова: Цены в один день не будут опубликованы, как опубликован сам Перечень. Цены должны быть зарегистрированы производителями в Росздравнадзоре до 1 апреля, и по мере прохождения регистрации мы их будем публиковать на нашем сайте.
Но надо учесть, что это не будет цена аптеки, это - отпускная цена производителя. Чтобы узнать, по какой же максимальной цене должно лекарство продаваться в регионе, к этой отпускной цене нужно прибавить торговую надбавку - оптовую и розничную. Эти надбавки в каждом регионе свои, их рассчитают и утвердят регионы в ближайшее время.
РГ: У нас в одном из писем читатели предложили рассчитать по каждому из важнейших лекарств предельную цену в розничной продаже (то есть уже с учетом торговых надбавок) и вывесить эту информацию а аптеках, опубликовать в местных газетах.
Тельнова: В принципе, хорошее предложение. Думаю, в регионах вполне могут об этом подумать.
Светлана Кудашова, Пенза: Почему бы не ввести жесткое госрегулирование на все лекарства, а не только на жизненно необходимые? Доводы противников, что они исчезнут с рынка, ничтожны, ведь продавать их производители должны в любом случае. Ваше мнение?
Тельнова: Мы живем в совершенно новых экономических условиях, в рынке, и госрегулирование - это вынужденная мера. Регулировать цены на все, наверное, не правильно, мы в этом случае совершенно заорганизуем фармпредприятия. Я не согласна с автором письма, что "все равно" будут продавать, дескать, никуда не денутся. Нет, фармпроизводителям должно быть экономически выгодно выпускать лекарства, аптеке продавать. В противном случае может возникнуть дефицит. В то же время пациенту лекарства должны быть доступны. Вот эти моменты нужно, безусловно, учесть и сбалансировать интересы и тех, и других.
В то же время, если говорить не только о жизненно важных, а обо всех препаратах, присутствующих на рынке, существует Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239. Этот документ предусматривает возможность при необходимости, в качестве временной меры, ввести госрегулирование на все остальные лекарственные средства.
РГ: Как будут контролировать аптеки и оптовые компании после 1 апреля?
Тельнова: Контроль за правильным ценообразованием будет жестким. Буквально на днях прокуратура дала Росздравнадзору задание повторно проверить аптеки и оптовые структуры, которые имели нарушения в прошлом году. Если будут выявлены повторные нарушения, мы уже не ограничимся предупреждениями и предписаниями. Виды воздействия на нарушителей разные: это штрафы, дисквалификация руководителя соответствующей организации или учреждения, приостановление лицензии. Все это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях.
Завышение цен теперь может трактоваться как нарушение лицензионных требований и условий, и соответственно, могут применяться соответствующие меры. Мы готовы будем вам после того, как эти проверки пройдут, рассказать об их результатах.
РГ: А мы, в свою очередь, расскажем об этом читателям.
Что нужно знать, чтобы получить льготное лекарство
1. Основной документ для его получения - льготный рецепт. Даже если необходимый препарат в аптеке отсутствует, при наличии показаний врач обязан выдать рецепт льготнику, чтобы тот мог оставить его в аптеке на отсроченное обслуживание.
2. Оставляя рецепт в аптеке, нужно убедиться, что его зафиксировали в журнале неудовлетворенного спроса. На отсроченном обслуживании рецепт может оставаться в течение максимум 10 дней.
3. Если и спустя 10 дней аптека не получила нужный препарат, можно обратиться в органы управления здравоохранения или в Росздравнадзор - письменно или по телефону "горячей линии" для принятия мер.
4. "Запасной" вариант - снова обратиться к врачу, чтобы он подобрал подходящий препарат-замену и выписал на него рецепт.
Наша справка
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)
109074, Москва, Славянская площадь, д.4, стр.1
"Горячая линия" - по лекарственному обеспечению: (495)-698-26-88