В течение года Новодевичий монастырь в Москве будет полностью передан в собственность Русской православной церкви.
Это решение правительства вновь вызвало в обществе разговоры о противостоянии культуры и веры. Однако сами эксперты музейного дела, обсудившие за "круглым столом" процесс возвращения церковного имущества, сошлись во мнении, что никакого конфликта между нами и духовенством нет и не должно быть.
Предмет научного интереса или объект поклонения - у исследователя и служителя Церкви разный взгляд на один и тот же фрагмент исторического наследия, будь то икона, старинная фреска или целый храмовый ансамбль. Но ученого скептика и человека глубоко верующего роднит бережное отношение к наследию прошлого и желание сохранить его для будущих поколений, уверен Лев Лившиц, заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Министерства культуры РФ:
- Когда заходит речь о возвращении церковного имущества, люди напрасно противопоставляют культуру духовности. Начать с того, что в основе культуры нашей страны лежит вера, наследие церкви. А передача церковного имущества профессионалам музейного дела началась отнюдь не в XX веке - еще во времена Николая I музеи реставрировали и сохраняли ценности, которым угрожало время. Не нужно забывать и о том, что наша страна многоконфессиональна. Следом за РПЦ о своем желании вернуть себе духовные ценности могут заявить представители других конфессий. Но ведь музеи для того и существуют, чтобы наше общее культурное наследие не стало достоянием отдельных групп.
Как признают эксперты, процесс возвращения церковного имущества фактически начался уже давно, однако до сих пор не существует даже чернового варианта законопроекта, который урегулировал бы все разногласия.
- Уже было написано около пятнадцати редакций концепции этого законопроекта, - рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Александр Кибовский. - Однако до тех пор пока мы не найдем пути взаимодействия с представителями церковной власти, у каждого будет своя правда и дальше разговоров дело не пойдет. Сотрудники музеев до сих пор абсолютно уверены, что церковь не в состоянии обеспечить сохранность ценностей. Однако сегодня уже есть исключения, когда храмы и монастыри могут создавать необходимые условия для хранения древних икон. Конечно, немало случаев, когда служители церкви забывают о том, насколько хрупки сокровища, которыми они обладают, - древнейшие произведения искусства страдают от влаги, отопления или дыма свечей. Однако будем объективны до конца: многие музеи, особенно в провинции, тоже не могут похвастаться идеальными условиями.
Профессионалов музейного дела, однако, больше всего настораживает не сам факт передачи имущества, а то, что этот процесс затрагивает только Церковь и государство, в обход мнения экспертного сообщества. Более того, как рассказывает Марина Шведова, заведующая филиалом "Новодевичий монастырь" Государственного исторического музея, о предстоящем выселении с территории древней святыни она узнала из вечернего выпуска новостей:
"Разговоры, конечно, были, но окончательное решение прозвучало как гром среди ясного неба. Уже 15 лет - с тех пор, как воссоздан Новодевичий монастырь - работники музея и служители церкви мирно и гармонично уживались друг с другом. Не покривлю душой, если скажу, что прекрасное состояние монастыря - во многом заслуга именно музея. Нам до сих пор так до конца и не ясно, когда нужно переехать, какую часть фондов оставят монастырю, что мы заберем с собой. Не нужно забывать, что фонд музея, насчитывающий 12 тысяч единиц хранения, - это собрание ценностей не только из самого монастыря, но и всех святынь Москвы, которые пострадали в 20-е и 30-е годы прошлого столетия".
В России, как и во всем мире, есть немало примеров, когда искусствоведы и реставраторы работают на территории действующих святынь. Это ли не доказательство того, что над сохранением ценнейшего исторического, культурного и духовного наследия ученые и служители Церкви должны работать вместе".
- Должна быть создана экспертная группа, в которую войдут представители государства, Церкви и музейного сообщества, - считает Александр Кибовский. - В каждом конкретном случае она должна будет отдельно решать, насколько безопасно передавать имущество во владение Церкви, и контролировать весь процесс до мелочей.