На скамью подсудимых попадают и заботливые родители, и примерные студенты, и успешные люди. Увы, к большим проблемам с законом может привести даже маленькая ложь.
В этом на собственном опыте убедилась Тамара Николаева (имя, фамилия изменены) из Чебоксар, доверившая автомобиль дочери, не вписанной в полис КАСКО. А ребенок попал в аварию. Слава богу, ничего серьезного, все остались живы-здоровы. Однако родительница решила взять вину на себя, чтобы получить страховку.
Проблема в том, что во время аварии женщина отдыхала по туристической путевке в Китае. Поначалу ей выплатили компенсацию, но потом обман раскрылся.
Когда представители страховой компании предъявили женщине соответствующие документы, она поначалу созналась. Но потом, проконсультировавшись с юристом, открестилась от своих слов, мол, все равно доказательств нет. Однако у милиции возникло иное мнение. Против Тамары Николаевой было возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество".
- Такой поворот событий повлиял на страхователя: через неделю незаконно полученное возмещение было возвращено в кассу компании, - сообщают в страховой компании.
Проблема в том, что уже поздно. Дело передано в суд, и теперь люди в мантиях будут решать судьбу женщины. Ей грозит реальный срок - до двух лет. Хотя не исключено, что наказание будет условным, если, конечно, суд сочтет вину доказанной.
Для примера - жительница Екатеринбурга Екатерина С., получившая с помощью подобного же "безобидного обмана" более 250 тысяч рублей по КАСКО, была приговорена к двум годам условно. Интересно, что женщина даже нашла подставных свидетелей, доказывавших ее правоту. В ГИБДД она обратилась задним числом, рассказав, что накануне врезалась в столб. Схему нарисовали с ее слов. Однако затем проверка показала, что авария случилась в другое время в другом месте и за рулем сидел сын женщины.
Сколько всего было осуждено граждан за махинации со страховкой, сказать невозможно, потому что отдельной статьи для них нет. В судебной статистике они проходят вместе с другими мошенниками. Но, по словам экспертов, число страховых дел в нашей стране выросло. Причина в том, что сами страховые компании в период кризиса стали более тщательно проверять клиентов. А в штате компаний появились страховые детективы.
Понятно, что у детективов из страховых компаний нет особых полномочий и работают они в основном с документами или рассылают запросы по инстанциям. Но известны случаи, когда клиентов проверяли даже на детекторе лжи - с их согласия, естественно.
Летом прошлого года полиграф помог разоблачить страхового обманщика в Екатеринбурге. Некий гражданин, застраховав Mercedes E320, через месяц заявил о хищении машины, добавив, что ее не просто забрали, это был форменный грабеж. Якобы на него напали бандиты и похитили авто. Правоохранители возбудили уголовное дело по статье "грабеж".
Гражданина подвела плохая репутация. Страховые детективы выяснили некоторые подробности его биографии и заподозрили неладное. Совместно со следователем, расследующим дело, было решено провести допрос клиента на полиграфе.
- Выяснилось, что по сговору со своими друзьями он зарегистрировал Mercedes на себя, застраховал его, а затем инсценировал хищение, - рассказывают в страховой компании. - Сама же машина покупалась именно для получения возмещения, так как в действительности после заявления о пропаже автомобиль был утилизирован и продан на запчасти.
В итоге страхователь написал добровольный отказ от заявленной претензии. При этом история не закончена: в ближайшее время он и его сообщники предстанут перед судом.
Возможно, у милиции бы и не дошли руки раскрыть большинство страховых преступлений. Но у страховых компаний есть в этом личная заинтересованность: они и так неохотно расстаются с деньгами, даже если клиент прав. А платить ни за что - ни один страховщик не любит. Впрочем, в этом они неодиноки.
Изучить правовую науку пришлось на своем опыте и студенту МАДИ Дмитрию К. Зимой прошлого года он заявил о своем "горе" - хищении "Тойоты Королла", которую ему по окончании третьего курса за успешную учебу по доверенности передала мама. Как позже выяснилось, это был обман.
На самом деле студента подбил на махинацию некий приятель из Ставрополя. Они разработали красивую, скажем честно, комбинацию: продать старую "Тойоту и получить деньги дважды: с покупателя и со страховой компании.
С помощью знакомых перегонщиков машину переправили в Казахстан и продали за 140 000 рублей. После этого Дмитрий заказал столик в одном из московских ресторанов и пригласил друзей. Погуляв в заведении, компания вышла на улицу, и тогда инициатор вечеринки на глазах у друзей стал искать свое авто, правдоподобно вертя в руках ключи от якобы припаркованной неподалеку машины. Естественно, авто не нашлось.
- Имитируя обеспокоенность, хозяин "пропажи" высказал своим друзьям предположение, что машину похитили, и сообщил о случившемся в милицию. Ничего не подозревавшие о его махинациях друзья выступили свидетелями в рамках уголовного дела по факту хищения машины, - рассказывают страховые детективы.
По страховке студенту причиталось еще около 300 тысяч рублей. Однако правоохранительные органы установили, что машина пересекла границу задолго до веселой вечеринки. Студента и его помощника обвинили не только по статье "мошенничество", но и за ложный донос. А это может грозить и реальным сроком.
Еще одна красивая схема, которая не работает: это двойная страховка, когда за один и тот же автомобиль пытаются получить компенсацию дважды. Эту комбинацию хотел в прошлом году провернуть житель Москвы Георгий П. Он заявил страховщикам, что разбил свой "Форд Фокус", что называется, в хлам. Предполагаемый ущерб составил 465 тысяч рублей.
Страховые детективы пробили машину по своим базам данных и выяснили, что за год до того этот "Форд" уже был разбит и признан "тотальным", то есть не подлежащим восстановлению. Тогдашнему клиенту выплатили возмещение в размере 700 тысяч рублей и вернули ему годные остатки автомобиля.
Эти "останки" собственник продал через газету "Из рук в руки", а их покупателем стал как раз Георгий П. Застраховать остов машины ему удалось стандартным приемом мошенника: фотографируется номер VIN, а на предстраховой осмотр приезжает аналогичный автомобиль в исправном состоянии. Клиент не стал мудрствовать лукаво: в его заявлении фигурировали те же повреждения, что и прошлого клиента. Но богаче он не стал.