21.01.2010 00:20
Поделиться

В ГЦСИ открылась выставка коллажей

На самом деле проект в Государственном центре современного искусства Summa summarum, который объединил выставку и лекционную программу об использовании коллажа в разных видах искусств, начинается даже не с "Киноправды" Дзиги Вертова и не с рекламы журнала "ЛЕФ", сделанной Александром Родченко, а с коллажей 1915 года Ольги Розановой и работ 1918-го Алексея Крученых...

Впрочем, меньше всего проект претендует на выстраивание некой исторической перспективы. Ровно наоборот - он эту перспективу ломает. Цель вовсе не в том, чтобы "вспомнить, как все начиналось", и озадаченно подвести итоги ХХ века. Напротив, кураторы проекта глядят на прошлый век с порога нового столетия. Отсюда "мелкие" различия между десятилетиями, направлениями и странами решительно стираются. Конструктивистская "Киноправда" оказывается в одном пространстве с сюрреалистической "Стеклянной гармоникой" Андрея Хржановского и с постмодернистской поэтикой фильма "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. Брусчатка, на которой выложено из стреляных гильз слово "Новочеркасск" и над которой звучит музыка, собранная композитором Владимиром Тарасовым из осколков звуковой атмосферы 1962 года, оказывается рядом с перформансом Джона Кейджа, где смикшированы звуки разных районов Нью-Йорка... А иронические картины размером с долларовую купюру Вагрича Бахчаняна соседствуют с гламурно-гротесковым гиньолем "Мясных голов" Тони Мателли...

По идее стирание исторического контекста - плата за то, чтобы увидеть искусство ХХ века как "суммарную сумму", соединение всего и всех. Объединение всех со всеми может напомнить компендиум, созданный для школяров, а может, коммуналку с хором голосов, напоминающим "сумбур вместо музыки". Впрочем, к концу ХХ века это определение звучит как комплимент, но проблема в том, что отнюдь не всякий "сумбур" оказывается на поверку оперой Шостаковича. Меж тем образ мира как коммуналки, как всеобщего соседства, где приватное и публичное, бытовое и экзистенциальное существуют в одном пространстве, похоже, вдохновлял создателей экспозиции. Во всяком случае, она оказалась очень зрелищной. Настолько, что даже незрелищные перформансы здесь превращены в аттракцион. Стоите вы, скажем, рассматривая коллажи футуристов, и чувствуете - что-то отвлекает, стучит, гремит сбоку, внизу. И уже готовы ворчать-негодовать по поводу нескончаемых ремонтов даже зимой, даже тут в ГЦСИ, как вдруг обнаруживаете: ба, да тут колонки в углу на полу. Обнаруживается, что шумное соседство продумано заранее. И "отвлекает" - акустическая запись перформанса 1993 года Ильи Кабакова и Владимира Тарасова "Ольга Георгиевна, у вас кипит!". Театрализация экспозиции, создание анфилады залов-комнат вокруг большой "площади", напоминающей о расстреле в 1962 году, в разгар оттепели, - сильный ход. Перед нами своего рода ретро, но не ретроспектива, а ретропробежка по комнатам искусства прошлого века.

Парадокс в том, что коллаж хрестоматийных коллажей у нас может восприниматься как новость. В книге отзывов студентка творческого вуза радостно сообщает, как приятно видеть новые произведения, по которым будут вспоминать наше время в будущем. Комизм ситуации выглядит почти гротесковым, если учесть, что среди "новых" работ - классика искусства ХХ века, от фильмов Ман Рэя и Марселя Дюшана до работ Энди Уорхола и Пины Бауш... С другой стороны, это означает, что "сканирующий" взгляд зрителя, лишенный исторической перспективы, не выдумка и не кураторский "трюк", а реальность восприятия людей, для кого искусство прошлого века - "чистая доска". Для них "сумма сум" не итог, а начало пути. Не самое плохое, надо сказать. Благо выставку можно упрекнуть во многих недостатках, но по крайней мере не в скуке.