21.01.2010 00:55
    Поделиться

    Шахтерские города Кузбасса будут уходить от моноэкономики

    Шахтерские города будут уходить от моноэкономики

    Два кузбасских города - Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий - включены в перечень моногородов России, которым в 2010 году будет в первоочередном порядке оказана помощь из федерального бюджета.

    Антикризисная межведомственная группа под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова выбрала 27 населенных пунктов для реализации комплексных инвестиционных планов диверсификации муниципальной экономики. При этом на государственную поддержку могли рассчитывать лишь города с четкой программой развития.

    И такие программы, предполагающие снижение доминирующего вида деятельности за счет создания новых производств, в Кузбассе разрабатывают. Например, в планах развития Ленинска-Кузнецкого (где прошла самая массовая в 2009 году в регионе акция протеста против невыплаты заработной платы) - претворение в жизнь проектов по дегазации угольных пластов и утилизации метана, переработке отходов обогащения угля, производству кокса и огнеупорных материалов. Также в городе планируют развивать выпуск стройматериалов и жилищное строительство, машиностроение и химическую промышленность.

    Комплексный инвестиционный план Прокопьевска предусматривает, в частности, добычу метана, подземную газификацию, получение газа и жидкого топлива из угля, а также развитие машиностроения и энергетического комплекса. В конце 2009 года в городе пущен в эксплуатацию вагоноремонтный завод. Выступивший на его открытии губернатор Аман Тулеев говорил о колоссальном рывке в развитии угольной отрасли. За период с 1998 года в области построено 56 новых предприятий по добыче и переработке черного золота, а, следовательно, должны вырасти и объемы перевозок по железной дороге. Сейчас у РЖД почти 250 тысяч полувагонов, у 30 процентов которых срок службы уже истек. Плюс 210 тысяч полувагонов с 15-проценной (в среднем) степенью износа в составе частных компаний. Словом, есть, что ремонтировать. Потому крупнейшим промышленным холдингом региона и было принято решение о строительстве собственного вагоноремонтного предприятия в Прокопьевске. В ноябре 2007-го строители забили первую сваю, а затем всего за полтора года освоили около миллиарда рублей инвестиций. Завод, оборудованный современной автоматикой, электроникой, компьютерным контролем, совершенно безопасен для окружающей среды.

    Предприятие, производственные мощности которого позволяют восстанавливать более пяти тысяч вагонов в год (почти четверть областного объема), войдет в первую десятку крупнейших вагонных депо России. С выходом на проектную мощность во втором квартале 2010 года здесь будет создано 452 новых рабочих места. А муниципальный и областной бюджеты получат дополнительно 17 миллионов рублей в год.

    Процесс модернизации экономики Ленинска-Кузнецкого и Прокопьевска в первую очередь подразумевает частно-государственное партнерство. Причем средства господдержки будут вложены, главным образом, в развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципалитетов.

    На совещании по развитию моногородов, которое провел в декабре первый вице-губернатор Кемеровской области Валентин Мазикин, обсуждали и комплексный план развития Таштагольского района. Он, в частности, предполагает освоение Селезеньского месторождения (добычу и обогащение марганцевых руд, добычу меди), развитие лесопереработки, туризма и строительство Учуленского цементного завода. В рамках программы запланировано уже в 2010 году привлечь средства Инвестиционного фонда России на возведение 110-киловольтной воздушной линии электропередачи Темиртау - Кондома. В Таштагольском районе, где основной отраслью экономики остается горнорудная промышленность, как, впрочем, и в двух других шахтерских моногородах (доля углепрома здесь превышает 60 процентов), будут развивать социальную сферу, пищевую и перерабатывающую промышленность, малый бизнес.

    Пилотная программа развития Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска и Таштагольского района, разработанная областной властью во избежание социально-экономических рисков монопрофильных городов, включает 315 проектов. Предполагаемый объем ее финансирования - 100 миллиардов рублей.

    Справка "РГ"
    Моногородов, которые в 2010 году могут рассчитывать на господдержку в размере десяти миллиардов рублей каждый, в России около 200. По оценке Института региональной политики, в стране около 460 населенных пунктов с моноэкономической структурой занятости, когда одно-два градообразующих предприятия кормят весь город. В них проживает 25 процентов населения России.
     

    Поделиться