Новости

22.01.2010 01:00
Рубрика: Общество

Мастер-класс

Президент Медведев открыл Год учителя

Президент России принял участие в работе Педагогической Ассамблеи, которая стала первым мероприятием Года учителя в России. В приветственной речи Дмитрий Медведев сформулировал основные направления развития современной школы.

Первым из них должно стать развитие личностного потенциала учащихся, воспитание в подрастающем поколении глубокого интереса к учебе и знаниям. Реализации этой задачи будет способствовать национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", о которой Дмитрий Медведев подробно рассказал в последнем Послании Федеральному Собранию. При этом работа над совершенствованием российской школы коснется не только непосредственно учебного процесса. Нравственное воспитание молодежи остается одним из базовых направлений современного образования, и потому особое внимание, по мнению президента, должно быть уделено возрождению внеклассной работы.

Также глава государства официально дал старт работе по повышению престижа учительской профессии. По его словам, в 2010 году пройдет целый ряд мероприятий, направленных на укрепление авторитета и повышение социального статуса педагогов, однако президент подчеркнул, что рассчитывает, что Год учителя "станет только началом позитивных перемен".

- В Год учителя мы начинаем эту работу, но это не кампанейщина, - подчеркнул Медведев. - Это лишь удобный повод дать старт.

Еще одна первоочередная задача российской школы - привлечь в образование молодежь. Сейчас в школах работает только 7-12 процентов молодых специалистов, и среди первоочередных причин того, что выпускники педвузов не хотят работать по специальности, - опять же низкий престиж профессии и неконкурентоспособная заработная плата, которая "не соответствует высокой интенсивности и ответственности учительского труда".

- Привлечение молодежи должно стать нашим приоритетом, - уверен Медведев. - Школы должны наполниться энергией молодых.

Дмитрий Медведев отметил, что переход на подушевое финансирование, который в виде эксперимента был введен в 31 субъекте Федерации, показал неплохие результаты и переход на новую систему финансирования школ и оплату труда педагогов должен быть завершен в течение трех лет.

Глава государства упомянул и еще об одном эксперименте, который до сих пор вызывает весьма неоднозначную реакцию в российском обществе, а именно Едином государственном экзамене. Ценность этого начинания, по его мнению, прежде всего в том, что это первый опыт общегосударственной независимой аттестации знаний ученика.

Однако Дмитрий Медведев признал, что эксперимент потребовал доработки, для чего была создана специальная комиссия по усовершенствованию процедуры ЕГЭ. Первые предложения уже приняты. В частности, вносить изменения в документы, регламентирующие проведение экзамена, в 2010 году разрешено не позднее марта, а в последующие годы - не позднее сентября нового учебного года. Кроме того, выпускникам прошлых лет будет предоставлена возможность поступать в вузы по итогам вступительных испытаний, а не по результатам ЕГЭ. Рекомендовано также предусмотреть возможность сдачи ЕГЭ для россиян, проживающих за рубежом.

- Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования, - еще раз подчеркнул президент и добавил, что в российских школах будет продолжено внедрение системы независимой государственной аттестации. В частности, могут появиться "переводные" экзамены из начальной школы в среднюю (из 4-го в 5-й класс), а также из школы среднего общего в школу среднего полного образования (из 9-го в 10-й класс). В свою очередь участники ассамблеи не раз подчеркнули, что развитие и информатизация общества идет настолько быстрыми темпами, что некоторые педагоги начинают отставать от собственных учеников. Этого допустить нельзя, и потому, считает Медведев, должны меняться и программы повышения квалификации учителей - в зависимости от современных потребностей. Начало таких преобразований уже предусмотрено в этом году Планом первоочередных действий. В частности, предполагается, что крупные и сильные педагогические университеты будут преобразованы в научно-методические центры подготовки учителей. Эти центры также займутся прогнозированием, какие специалисты и в каком количестве понадобятся российской школе в будущем.

Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что педагогический год - просто "удобный повод дать старт" новациям, которые давно необходимы российской школе. Работа по модернизации учебного процесса, а главное, его результата, будет вестись на протяжении нескольких лет. По оценкам самих педагогов, "новые выпускники" появятся в России через полный цикл школьного образования, то есть через 10 лет.