Звонок в редакции раздался после публикации в "СОЮЗе" интервью с племянником художника Марка Шагала - актером Геннадием Венгеровым. Он живет в Германии, но иногда приезжает в Россию на съемки фильмов. Венгеров снимался в телефильме "Последний секрет мастера" и по этому случаю дал интервью, рассказав, что он - внучатый племянник Марка Шагала. Бабушка Венгерова - двоюродная сестра художника. В доме, где сейчас в Витебске музей Шагала и галерея, жили его предки. Дух Шагала, вера в то,что люди могут летать, парить над бытом, передалась Геннадию от Марка Захаровича.
После публикации интервью мне позвонила Майя Михайловна Казьмина, председатель Союза юристов Москвы. Она попросила телефон Венгерова, пояснив, что тоже принадлежит к родне Шагалов. Она рассказывала причину своего внимания к выступлению "СОЮЗа": "В Беларуси в одном из журналов опубликована статья о шагаловской родне. Моя мама была двоюродной сестрой мамы Марка Шагала - Муси.
- Майя Михайловна, как ваша семья оказалась в Москве?
- Моя мама уехала в Москву после того, как черносотенцы убили дедушку. Он был управляющим всеми имениями Родзянки. Когда дедушку убили, бабушка - у нее было шестеро детей - переехала в Витебск. А потом мама с младшей сестрой перебралась в Москву. О том, что мы принадлежим к шагаловскому роду, знал мамин брат, но тогда вслух боялись признавать родство с Шагалом. Только троюродный мамин брат знал всю нашу родословную, перед смертью он нарисовал дерево, на котором было указано, кто к кому относится.
- Кто сейчас собирает сведения о вашей родне?
- Двоюродный брат Володя, который, уйдя на пенсию, уехал из Могилева в Германию. Он все знает о белорусской, ленинградской, московской родне Шагала.
- Когда вы узнали, что являетесь родственницей великого художника?
- Всего лишь пять лет назад. В Москве жил Яков Моисеевич Темкин. Он умер пять лет назад и до самой своей смерти хранил семейную тайну. Когда вышел на пенсию, стал писать родословную нашей семьи. Он был последним из могикан, кто помнил и знал дедушек, бабушек, их братьев и сестер. Когда Яков Моисеевич нарисовал наше генеалогическое древо, он собрал всех родственников и сказал: "Сейчас много говорят о художнике Шагале. Так знайте, Шагал - это наш родственник". Слова, которые он произнес, легли на плодородную почву. Мы хотели знать, кто был до нас, на кого мы похожи, чьи характеры унаследовали. "Братья и сестры Марка Захаровича Шагала прожили очень долгую жизнь, как и сам художник, или умирали совсем молодыми. Это стало семейной традицией. Для одних - свидетельствующей об отменном здоровье, для других - внушающей ужас своей безысходностью".
- Майя Михайловна, вы бывали в Витебске?
- Когда была еще жива моя бабушка, я ездила с мамой в Витебск. Моя сестра Майя часто бывала в Борисове, у бабушки.
- Нет ли желания собраться всей шагаловской родней?
- Есть, но прошли годы, люди стали по-иному смотреть на многие вещи. Родственники, в том числе и те, которые живут в США или Мексике, хотят восстановить утраченные связи. Представители семейства Шагалов живут во многих странах мира, говорят на разных языках. Было бы неплохо когда-нибудь в Витебске, на родине Марка Захаровича, собраться представителям нашей огромной семьи.