Каким быть союзному грузовику 2020 года

Автомобильная отрасль в Беларуси и России больше других пострадала от кризиса: резко сократились продажи техники, обострилась конкуренция. Это сделало особенно актуальным вопрос, каким должен быть грузовой автомобиль ближайшего будущего. Несомненно, более экономичным и экологически безопасным. Но как этого достичь? Какие нужно применить технологические, организационные решения? Практический ответ сегодня ищут ученые и специалисты многих стран, в том числе Беларуси и России.

Их сотрудничество началось еще в советские времена, а с 1998 года оно осуществляется в соответствии с научно-техническими программами развития дизельного автомобилестроения, финансируемыми из бюджета Союзного государства. Одним из первых результатов совместной работы стал переход на производство грузовой автомобильной техники, соответствующей международному экологическому стандарту Евро-2. Это предотвратило выброс в атмосферу Беларуси и России полутора миллионов тонн вредных веществ. В 2009 году были подведены итоги выполнения очередной совместной программы. Ее участники - такие известные промышленные гиганты, как минские автомобильный и моторный заводы, завод колесных тягачей, российские КАМАЗ и "Автодизель", Тутаевский моторный завод - создали и освоили серийное производство двигателей и автомобилей, соответствующих международному экологическому стандарту Евро-3. Это сократило выброс автотранспортом вредных веществ еще на полмиллиона тонн в год. Сейчас отрасль переходит на выпуск техники уровня Евро-4. Ожидаемый эффект - в атмосфере двух союзных государств станет еще на 600 тысяч тонн меньше загрязнений, повысится конкурентоспособность продукции на внешних рынках.

Однако поскольку и эта совместная программа с научно-технической точки зрения завершена, настало время обозначить очередную стратегическую задачу.

На автозаводах и в профильных НИИ, отраслевых министерствах и в "Центральной компании МФПГ "БелРусАвто" сейчас активно согласовываются основные аспекты уже третьей союзной программы развития дизельного автомобилестроения, предположительно рассчитанной на период по 2014 год. Ее целью должно стать создание автотехники еще более высокого экологического уровня. Кроме того, предстоит разработать двигатели, потребляющие меньше топлива, получаемого из нефти, а также найти ему полноценную замену.

- Это будет новая научно-техническая программа, направленная на проведение опытно-конструкторских работ, способных повысить конкурентоспособность автомобильной отрасли Беларуси и России, - считает генеральный директор МФПГ "БелРусАвто" Олег Данилов. - Речь идет об автомобиле 2020 года, и он будет не с привычным двигателем внутреннего сгорания, а с так называемым гибридным, с перспективной системой построения автопоезда.

Над задачей уже работают, например, в Объединенном институте машиностроения Национальной академии наук Беларуси. Возглавляющий его Герой Беларуси академик Михаил Высоцкий, являющийся также генеральным конструктором страны по автомобилестроению, активно разрабатывает идею многозвенного грузового автопоезда. В прошлом году Минский автозавод изготовил его прототип. Сейчас ученые отрабатывают основные системы этого транспорта будущего, в том числе принципиально новую силовую установку. Перспективы новых видов транспорта белорусские и российские ученые обсуждали в конце минувшего года в Минске на очередном международном конгрессе по теоретической и прикладной механике.

- В Беларуси будут созданы грузовые автомобили новой конструкции и высокой грузоподъемности, - заявил там М. Высоцкий. - Речь идет о грузовиках, включая многозвенные, грузоподъемностью до 120 тонн, которые могут эксплуатироваться на трансконтинентальных магистралях. Также разрабатываются новые модели автобусов, в том числе супернизкопольные, сочлененные, двух- и трехсекционные, с гибридными силовыми установками.

Конечно, если производственники и ученые двух стран объединят усилия, то такая техника появится на автомагистралях Союзного государства значительно быстрее. Ради этого, собственно, и планируется запустить еще одну совместную программу развития дизельного автомобилестроения. Вне сомнения, это будет реальный инструмент белорусско-российской интеграции, направленной на повышение социально-экономического уровня двух стран и жизни их граждан.