Лидия Графова: Президентский указ - первый шаг разумной миграционной политики

12 января с.г. президент РФ Д. Медведев подписал Указ N 60, который вносит изменения в государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Цель Указа - повышение эффективности реализации госпрограммы и продление срока ее действия.

Можно поздравить Федеральную миграционную службу: тот факт, что один из первых в новом году президентских указов посвящен миграции, означает, что эта второстепенная до недавних пор проблема входит в число приоритетных государственных задач.

Программа содействия добровольному переселению соотечественников - одинокий островок в немилосердном океане нашей неразумной, прямо скажем, миграционной политики.

Как ни бедна была в 90-е наша Россия, а на миграционную программу деньги находились. И первый российский закон о гражданстве был вполне гостеприимен к соотечественникам. Значит, помнили тогдашние руководители страны, что распад Союза произошел внезапно, как инфаркт. И сознавали свою вину перед миллионами русских и русскоязычных, отрезанных от России, о которых как-то забыли, подписывая Беловежские соглашения. А Россия между тем стала правопреемницей СССР, получила сразу место в ООН и другие права, а заодно и обязанности, в том числе и перед соотечественниками.

Когда же наступили 2000-е и Россия начала богатеть, миграционная политика стала ужесточаться. По непонятным причинам была отменена уже готовая, научно проработанная федеральная миграционная программа на пять лет. Осенью 2001-го ФМС передали в ведение МВД (ходила злая шутка: "Присоединили зоопарк к мясокомбинату"), а в 2002-м был принят новый закон о гражданстве, сделавший всех наших соотечественников "де-юре" иностранцами. Такими же чужими нам, как, например, мигранты из Африки.

Считалось, что по старому закону "только ленивый не мог получить гражданство", а вот новый вполне соответствует лучшим мировым стандартам. Всего-навсего было забыто, что западные страны отгораживаются строгостями от чужих пришельцев, а мы отбросили во внеправовое поле даже тех своих, кто давно переселился в Россию, но по своей юридической неграмотности, а чаще из-за бюрократических козней не успел оформить гражданство. Многие "нелегалы поневоле" вообще думали, что раз приехали на историческую родину, значит, автоматически стали ее законными гражданами.

На одном из давних заседаний в Совете Федерации я лично слышала, как один ответственный чиновник сокрушался: что, мол, мы будем делать, когда без гражданства тут у нас около 3 миллионов. Получалось, что всем не успевшим предстояло теперь проходить многолетнюю трехступенчатую процедуру: РВП (разрешение на временное проживание), вид на жительство, наконец, гражданство. Но какой же это абсурд: соотечественник, давно переселившийся в Россию, порой бежавший от преследований местных националистов, потерявший все нажитое, вынужденный сжечь за собой все мосты, успевший здесь, у нас, интегрироваться, должен годами обивать пороги миграционных чиновников, выпрашивая, как милостыню... разрешение на временное (!) проживание. А его, это треклятое РВП, могут дать, а могут и отказать: квота кончилась. Бывает, что годовая квота на РВП кончается... 11 января, т.е. не начавшись. Ее элементарно прячут от очереди, и ясно - зачем. Не сам закон о гражданстве, а именно РВП главный шлагбаум на пути соотечественников в Россию. В моем сознании категорически не вмещается: о каких вообще квотах для приезжающих на ПМЖ может идти речь, если наша страна вымирает?!

Упрощенный порядок получения гражданства, без квоты на РВП, был внесен в закон в 2003 году после долгих убеждений со стороны правозащитников и экспертов. Знаменитая часть 4 статьи 14 трижды продлевалась, а 1 июля прошлого года была упразднена. Ею успели воспользоваться более 60 процентов получивших за это время гражданство. Ну а те, кто не успел, будут теперь обивать чиновничьи пороги минимум 5, а то и 7 лет.

Так вот, среди множества недостатков, которые тормозят госпрограмму добровольного переселения (ограниченных пилотных регионов, привязка новожителя к пустующему рабочему месту, конечно, не к лучшему, наконец - самый болезненный, впрочем, как и для местных, квартирный вопрос), самой главной приманкой является быстрое получение гражданства РФ. Добровольцам было обещано почти невероятное: за 3 месяца сможете, мол, стать полноправными россиянами.

Однако многие уже сидящие на чемоданах говорили мне, что трудно "в эту сказку поверить": "Знаем мы, сколько стоит в России гражданство. Вон наши родичи (соседи, знакомые) давным-давно переехали, а раз на взятки денег нет, так и живут иностранцами, ни пенсии, ни детских пособий".

Про судьбы бесправных "нелегалов поневоле" я не раз писала на страницах "РГ". Вспомню один лишь пример. Молодая женщина Людмила С. имела неосторожность выехать из своей калужской деревни в украинскую. К мужу. А через 10 лет с ним развелась и вернулась домой. Привезла дорогой подарок России - двоих сыновей. Жить стали в бабушкиной хатенке, в которой их почему-то не прописывали. Соответственно, не давали и РВП. Людмила, хоть получила в Украине специальность зоотехника, могла работать только телятницей, платила - "иностранка"! - не 13, а 30 процентов налогов. Ее старший сын закончил техникум и не мог получить свой диплом, кстати - красный, пока не вмешалась "РГ".

Никто не знает, сколько их всего, разнесенных ветром по закоулкам России. Но всем, думаю, ясно: это просто грешно - звать новых добровольцев, когда десятки, а может быть, и сотни тысяч переселившихся без всякой господдержки маются здесь у нас под кличкой "иностранец".

Еще в 2002-м, перед тем как был окончательно принят новый закон о гражданстве, в Москве собрался Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов. Лидеры переселенческих организаций, знающие по себе, что испытывает соотечественник, попадая в холодные объятия России, пытались убедить руководство страны не принимать такой жесткий закон. Ни о милосердии к соотечественникам они просили, а старались убедить: подумайте о России, ведь стране жизненно необходимы новые граждане. На съезде была принята резолюция о срочной необходимости иммиграционной амнистии. Такие "амнистии" - легализацию не имеющих правового статуса мигрантов проводят многие западные страны перед тем как ужесточать миграционное законодательство (разумеется, легализуют тех, кто ни в чем не провинился перед государством).

Когда стало ясно, что добиться иммиграционной амнистии не удается, а "упрощенка" заканчивается, правозащитники стали предлагать: ну включите этих нелегалов поневоле хоть в гос программу, они ведь уже здесь, им оплата проезда не нужна, только гражданство.

К сожалению, указ заменой иммиграционной амнистии не станет. Ведь в последнем, особенно интересующем нас абзаце указа, где идет речь о включении в госпрограмму соотечественников, "постоянно или временно проживающих... на территории России", есть уточнение: проживающих "на законном основании". Это означает, что надо обязательно иметь или РВП, или вид на жительство, то есть главные бедолаги, за которых особенно болит душа, опять остаются за бортом.

И тем не менее указ фактически реабилитирует госпрограмму, которую еще недавно многие норовили похоронить. Продлевая деятельность временных рабочих групп ФМС в странах СНГ (без ограничения срока!), указ объявляет, что Россия в любое время будет готова принять своих соотечественников. А ведь еще недавно считалось, что "все, кто хочет переехать, уже переехали". Будто так это просто - сорваться с корня и ехать туда, где тебя не очень ждут.

Последний абзац указа, пусть и в усеченном виде, все равно вносит существенное новшество в наше миграционное законодательство. Ведь до сих пор получить свидетельство участника госпрограммы можно было только за рубежом. А теперь если переселенец, давно живущий, например, в каком-то крупном городе средней России, убедится, что ни жилья, ни хорошей работы ему здесь не светит, и если соблазнят его льготы, предоставленные в Сибири или на Дальнем Востоке - пожалуйста, получай удостоверение, билет, подъемные и поезжай.

Вот эта, введенная указом норма, позволяющая получить новый правовой статус без выезда из России, является своего рода революционным шагом. Ведь пока, чтобы продлить миграционную карту, каждые 3 месяца надо выезжать из России: "Да вы хоть час за границей постойте. Что вам стоит - выедьте и сразу въедьте". И катают на последние гроши туда-сюда несчастные семьи. С младенцами, стариками, инвалидами.

Итак, президентский указ - первый шаг разумной миграционной политики. Но пока вся она не повернется лицом к человеку, долгожданная госпрограмма будет одиноким островом в чуждом океане.