Сегодня в Северодвинске, на головной верфи Центра судоремонта "Звездочка", подписан акт о приеме в боевой состав ВМФ атомной подводной лодки "Карелия", которая с осени 2004 года проходила ремонт и модернизацию по программе гособоронзаказа. Это та самая "Карелия", на борту которой в апреле 2000 года выходил в море и был посвящен в подводники президент страны и Верховный главнокомандующий Владимир Путин.
Подписание приемного акта - по сути своей, символическая процедура. А сам корабль, заметно обновленный и помолодевший, выдержал все полагающиеся испытания и накануне благополучно прибыл к месту постоянной дислокации - в гарнизон Гаджиево на Кольском полуострове.
Как уточнили в пресс-службе "Звездочки", это уже пятый ракетоносец стратегического назначения, который обретает здесь второе рождение. Ранее средний ремонт с модернизацией выполнен для подводных крейсеров К-51 "Верхотурье" (1999), К-84 "Екатеринбург" (2003), К-114 "Тула" (2006), К-117 "Брянск" (2008). Все они несут службу на Северном флоте, образуя собой костяк морской группировки стратегических ядерных сил России.
Эти корабли построены на "Севмаше" (с 1984 по 1992 годы) по проекту 667 БДРМ санкт-петербургского ЦКБ "Рубин" (генеральный конструктор - академик Сергей Ковалев) и показали себя с самой лучшей стороны. По общему признания моряков и корабелов, в эту серию кораблей заложен огромный модернизационный резерв, что позволяет обеспечить большой срок службы и сохранить при этом все боевые и эксплуатационные качества.
Достаточно сказать, что в послужном списке ракетоносца К-18 "Карелия" двенадцать боевых служб и четырнадцать ракетных стрельб, 26 раз ее экипажи заступали на боевое дежурство. К моменту постановки в средний ремонт корабль прошел более 140 тысяч миль. В разные годы им командовали Виталий Пархоменко, Юрий Бакалдин, Николай Максимов, Андрей Безкоровайный, Юрий Юрченко, Михаил Банных, Андрей Кораблев, Алексей Коваленко.
Летом 1994 года К-18 вместе с АПЛ "Даниил Московский" (пр. 671 РТМ) совершила сложный групповой поход в высокие широты Арктики. И тогда же, найдя полынью рядом с географической точкой Северного полюса, впервые в истории российского флота водрузила в этом месте Андреевский и Государственный флаги России. За тот поход шестьдесят подводников получили государственные награды, а командиру К-18 Юрию Юрченко было присвоено звание Героя России.
Командир одного из кораблей, ранее отремонтированных на "Звездочке", в беседе с корреспондентом "РГ" рассказал, что на начальном этапе, после демонтажа оборудования и его дефектации, подводная лодка изнутри являет собой почти пустую трубу. И все насыщение при среднем ремонте производится фактически заново. Причем если раньше большую часть демонтированного оборудования и приборов отправляли на заводы-изготовители, то сейчас многое научились ремонтировать и восстанавливать на самой "Звездочке" и других северодвинских предприятиях. По отзывам, у них прекрасные стенды, которые позволяют все досконально проверить и испытать.
"Карелия" была выведена из эллинга в высокой (более 70 процентов) степени готовности. У достроечной набережной работы на ней продолжились. Затем - швартовные испытания, выход в море и приемка государственной комиссией. По словам ответственного сдатчика этого заказа Валерия Ганнохи, параллельно с ремонтом на "Карелии", выполнено около сотни внедрений, улучшающих тактико-технические характеристики корабля. Но главное - он оснащен модернизированным ракетным комплексом с ракетами РСМ-54 "Синева", что разработаны в ГРЦ им. Макеева и приняты на вооружение в июле 2007 года. Как и "Брянску", "Туле", "Екатеринбургу", рожденной заново "Карелии" такая "Синева" к лицу.
- Высокое качество ремонтных работ, - отмечает генеральный директор ЦС "Звездочка" Владимир Никитин, - во многом обеспечено технологическими разработками специалистов НИПТБ "Онега". Свой вклад в возрождение корабля внесли более ста предприятий-смежников, в их числе северодвинские "Биус" и "Арктика", а также НПО "Автоматика" (Екатеринбург), Ижевский и Миасский машиностроительные заводы.
На подписание акта передачи АПЛ "Карелия" в состав Военно-морского флота приехали руководитель Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко, командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов, представители минпромторга и Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. А свои подписи под приемным актом поставили: от ВМФ как заказчика - председатель Государственной приемной комиссии капитан 1 ранга Андрей Павловский, от "Звездочки" - ответственный сдатчик заказа старший строитель Валерий Ганноха.
Как сделать, чтобы боевые корабли служили долго, оставаясь при этом надежными в использовании по прямому назначению и безопасными для экипажа? Когда и где они должны проходить ремонт? Оказавшись в Северодвинске, корреспондент "РГ" записал мнения офицеров-подводников.
Александр ГЛУШКОВ, капитан I ранга:
- Первый раз я проходил ремонт на "Звездочке" с 1986 года по 1988-й, когда служил на головном корабле проекта 667БДР. Тогда как было? Восемь лет с момента постройки корабль плавает, потом два года - средний ремонт, снова восемь лет плавает, еще два года - средний ремонт, и потом он уже дослуживает свой век. Сейчас обстановка изменилась, в том числе изменилось использование кораблей. Если раньше они выполняли, как правило, по две боевых службы в год, то теперь - одну, а в основном занимаемся боевой подготовкой в ближних районах. Нагрузка на корабль уменьшилась, и объективно он может служить дольше. Был межремонтный срок 8 лет, теперь сделали десять.
Тот же "Новомосковск" поставлен в средний ремонт через пятнадцать лет после постройки. До этого приходил на "Звездочку", чтобы сделать поддерживающий ремонт. Его провели за шесть месяцев, и после корабль еще три с половиной года великолепно отплавал. И в средний ремонт мы пришли своим ходом, с введенными установками. При острой необходимости могли и дальше служить, но все должно быть в меру - ресурсы, надежность и так далее…
Считаю, что десять лет до среднего ремонта в нынешних условиях, может, и правильно. Но при этом важно, чтобы и промежуточные ремонты тоже проводились в условиях "Звездочки".
Иван ШИНДЯПИН, капитан I ранга:
- Наш экипаж - специальный, он был создан для обеспечения на "Звездочке" ремонта подводных лодок проекта 667 БДРМ. А процедура такая: приходит корабль с экипажем постоянной готовности, мы принимаем у них матчасть, они возвращаются в Гаджиево. Как только "Карелия" пришла сюда, специалисты "Звездочки" сразу же бросились в ремонт, начали еще на плаву оборудование вытаскивать. Когда "Брянск" вывели из цеха, мы тут же заняли его место на стапеле.
На мой взгляд, создание ремонтного экипажа в нынешних условиях - решение оправданное. Во всяком случае, экипажи постоянной готовности не теряют своей линейности. А ремонтный экипаж лучше знает обстановку, ему проще общаться с заводскими специалистами, чем экипажам, которые приходят сюда на время.
Дмитрий ЗЕЛИКОВ, капитан II ранга:
- В моем понимании "Звездочка" - словно хороший семейный врач. Появился в заводе корабль - на него, как на ребенка, заводят "медицинскую карту": где и какие болячки, на что аллергия. Когда сюда попадаешь, техника на корабле тщательно дефектуется, при этом учитывается и все, что делалось раньше. На других СРЗ, что ближе к местам базирования, такого не встретишь. Там порой смотрят на твой корабль, как будто видят в первый раз - что да как… Люди, которые его не строили и не ремонтировали, качественно провести работы не смогут. А тут приходит человек, который все знает на зубок. Иногда уже и сам не помнишь, где какая железка, а он: "Ну, как же? Вот она, командир". Достает и показывает.
Досье "РГ"
К мнению командиров-подводников, похоже, прислушались в штабах и кабинетах, где определяют порядок использования флота и тех средств, что выделяются государством на его содержание и ремонт. В 2007 году к северодвинской "Звездочке" присоединены в качестве филиалов все сохранившиеся судоремонтные заводы ВМФ и бывшего минсудпрома на северо-западе страны, на Черном, Азовском и Каспийском морях. После чего вновь образованный в результате такого слияния Центр судоремонта "Звездочка" (генеральный директор - Владимир Никитин) преобразован в открытое акционерное общество (100 процентов акций в собственности государства) и в полном составе включен в Объединенную судостроительную корпорацию.