Карьера милицейских начальников будет поставлена в прямую зависимость от народного мнения. Со стражей порядка начнут требовать не красивые цифры в отчетах, а реальную работу против криминала.
Вчера на заседании президиума Ассоциации юристов России министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил, что подготовлен приказ, меняющий критерии оценки работы милиции. Этого события давно ждали и милиционеры на земле, и правозащитники, и все, кто хоть немного знаком с работой милиции. Старая система заставляла сотрудников гоняться за статистическими показателями, а вовсе не за преступниками.
В результате сотни милиционеров каждый год сами попадали под статью за то, что составляли липовые протоколы о нарушениях, которых не было. А как же быть, если, скажем, в округе участкового никто не пьет и не дебоширит? Или пьют и дебоширят слишком мало, чтобы вписаться в план по протоколам?
Зачастую случались казусы, и в штрафники попадали даже давно умершие люди. За вроде бы курьезами стояли большие проблемы милиции. Специалисты давно говорят, что по большому счету именно палочная проблема - одна из основных причин неблагополучного положения в наших органах внутренних дел.
Теперь пресловутые палки могут кануть в Лету. Точнее, их пытаются отправить в прошлое, и на этот раз руководство ведомства уверяет, что настроено очень серьезно.
Новый приказ меняет систему отчетности.
Теперь при оценке работы милиционеров будет учитываться и общественное мнение. Причем изучать это мнение должны независимые источники. Должна измениться и работа участковых. Вчера на заседании президиума Ассоциации юристов России, посвященном модернизации МВД, много говорили о том, что участковые сегодня завалены бумагами, в которых утонул бы даже дядя Степа. А ведь эта служба не канцелярская, она нужна для работы с людьми. Сейчас подготовлен проект нового приказа, вводящий новые требования к участковым. Цель - сделать их ближе к людям.
А для проверки кандидатов на работу в милицию, а также самих милиционеров планируется шире применять детекторы лжи. Сейчас в ведомстве разрабатывается нормативный документ, регламентирующий проверки милиционеров на полиграфе. Ни один электрод не должен сомневаться в честности наших стражей порядка.
Чтобы на службу не попадали люди с пятном в биографии, создан "черный список" людей, которых уволили из милиции по дискредитирующим обстоятельствам, кому судом запрещено занимать государственные должности или чьи кандидатуры были отклонены при наборе на службу в МВД по нехорошим обстоятельствам.
Еще одно важное заявление - милиция готова отказаться от избыточных функций. В первую очередь это касается контроля за малым и средним бизнесом. Интересно, что некоторые члены президиума Ассоциации юристов России назвали одной из избыточных функций следствие. Прозвучало предложение вернуться к идее создания единого следственного комитета, в который бы вошли и милицейские следователи. А в МВД осталось бы дознание по нетяжким преступлениям.
Сергей Степашин, сопредседатель АЮР:
- Идея создания объединенного следственного комитета - вопрос не бесспорный, вопрос обсуждаемый, но вопрос, который, похоже, назрел. Еще одна проблема: отсутствие четких границ вмешательства МВД в экономику, иногда мало, иногда много. Не нужно смешивать борьбу с экономическими преступлениями с попытками, цитирую президента, кошмаритиь бизнес, и не только бизнес. Давайте говорить откровенно, сегодня очень много структур в МВД, ФСБ, налоговых службах, и все занимаются расследованием экономических преступлений.
Предлагаю МВД подумать о проведении крупных общероссийских операций, которые значимы и для экономики, и для населения.
Такими в свое время были операция в Тольятти по санации АвтоВАЗа от бандитов, операция по Красноярску - господину Быкову. Сегодня на переломном моменте надо подумать о проведении таких серьезных крупных операций.
Необходимо инициировать общественное обсуждение такого деликатного вопроса, как денежное содержание сотрудников органов внутренних дел. Нет денег, чтобы содержать милиционера, давайте снимать задачи.
Участковые уполномоченные, безусловно, - связующее звено милиции и гражданина. Я, например, своего участкового до сих пор помню, когда жил в Ленинграде на пяти углах. Сегодня у них подполковничья категория, неплохая зарплата. Люди должны не только знать в лицо своих участковых, но и иметь право высказывать свое мнение при назначении участкового.
Рашид Нургалиев, министр внутренних дел:
- Мы заинтересованы, чтобы наша статистика была объективной. В начале 90-х была поставлена задача уйти от укрытия преступлений, поэтому и расписывали от и до, а это порочная практика: на бумаге мы все маги. Нужны качество и результаты.
Новый приказ максимально уходит от валовых показателей и тех предпосылок, которые создавали для сотрудников пресловутую палочную систему. Новый документ учитывает мнение граждан о качестве работы органов внутренних дел - в систему оценки введены показатели, которые характеризуют общественное мнение. В этом приказе мы усилили социальную составляющую в работе милиции. Независимые источники будут давать объективную оценку деятельности.
Уже в ближайшее время МВД будет использовать при отборе сотрудников данные детекторов лжи и психологических служб ведомства. Разрабатывается нормативный документ, определяющий порядок использования специальных исследований при отборе и назначении сотрудников, проводится обучение специалистов-психологов для работы на полиграфе.
Усилен контроль за психологическим состоянием будущих сотрудников органов внутренних дел. В МВД осуществляется разработка многоуровневой, многоступенчатой методики выявления на ранних стадиях симптомов стрессовых реакций и мер по их профилактике.