Сегодня состоится заседание Госсовета, на котором пойдет речь о развитии политической системы страны. К разговору приглашены лидеры парламентских фракций. Кто-то из них уже обнародовал свои предложения. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов намерен поставить вопрос о законодательных гарантиях оппозиционным партиям. Глава ЛДПР Владимир Жириновский считает необходимым на выборах всех уровней, включая муниципальные, "регистрировать кандидата автоматически", если он выдвинут парламентской партией. А еще - "отменить возможность снятия кандидата с предвыборной кампании", обеспечить всем партиям равный доступ в СМИ. И вдобавок установить максимальные сроки пребывания у власти для губернаторов и мэров крупных городов - "два срока по пять лет".
Излишним радикализмом эти предложения не отличаются. А вот законодательная инициатива депутатов Московской областной думы, о чем речь пойдет ниже, она, прямо скажем, далека от умеренности. Подмосковные парламентарии предлагают ужесточить правила проведения митингов и шествий. А именно - запретить одиночные пикеты без уведомления властей. Мотивировка, изложенная в пояснительной записке к проекту, такова: "Бывают ситуации, когда пикетчики-одиночки совершают акты самосожжения, либо на них совершаются нападения. При этом орган исполнительной власти... даже не знает о подготовке подобных акций". Значит, некто, желающий сжечь себя на глазах у честного народа, будет обязан подать в мэрию заявку на проведение этого "мероприятия"? Причем уведомлять о намеченном "акте самосожжения", а также и о намерении встать в одиночный пикет предписывается не менее чем за один рабочий день до выхода на люди с канистрой бензина и/или плакатом протестного содержания.
Это несомненная новация. До сих пор закон не обязывал уведомлять власти о проведении публичного мероприятия, если в нем участвует один человек. "Непонятно, на основании каких материалов была выстроена позиция авторов законопроекта. Явно нет опоры на практику применения действующего законодательства", - сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, депутат от "Единой России" Александр Москалец.
Если этот законопроект будет принят Госдумой к рассмотрению, его обсуждение едва ли пройдет гладко. Собственно, позиции сторонников и противников жестких регламентаций касательно митингов, массовых (а теперь уже и одиночных) выступлений давно известны и многократно изложены. Суть полемики, если предельно ее заострить, сводится к вопросу: ужесточение правил проведения митингов и пикетов - это профилактика беспорядков или покушение на свободу собраний? Спорят, понятное дело, депутаты от партии власти и депутаты от оппозиции. Первые говорят: Конституция гарантирует гражданам право на мирные демонстрации, митинги, шествия. А соответствующий федеральный закон как раз помогает создать организационные и технические возможности для проведения уличных мероприятий. В нем нет ничего препятствующего гражданскому волеизъявлению, но прописаны определенные правила. Например, в Москве на митинг с участием более 5 тысяч человек дает разрешение правительство города. Но позвольте, раздается в ответ, Конституция имеет прямое действие. Ни один местный закон, тем более ни одна инструкция никакого органа власти не могут посягать на конституционные нормы. В федеральном законе прописан уведомительный характер проведения акций, а местные власти эту норму интерпретируют так: вы нас уведомляете, а мы - разрешаем.
Действительно, соглашаются другие участники спора, Конституция дает гражданам право собраний. Но чтобы это право было реализовано, власть должна обеспечить безопасность и порядок во время проведения уличных акций. Создать для них условия - организационные, правоохранительные, медицинские... Вот именно, ловят своих оппонентов на слове активисты КПРФ и "Яблока", именно власть обязана обеспечивать безопасность на митингах, как это делается во всем мире. Это обязанность власти, а не организаторов массовых акций. Но мы постоянно слышим, что организаторы митинга обязаны отвечать за лозунги. Проводится митинг с участием 5 тысяч человек, и мы будем отвечать за всяких провокаторов? Конечно, если появился фашистский флаг на митинге, организаторы обязаны его убрать. Но власть тоже должна реагировать на экстремистские проявления, человека с таким флагом следует задержать. Власть должна относиться к митингам как к собственным мероприятиям. Люди, собравшиеся на митинг, - не чиновники, которых можно построить. Это не подчиненные организаторов митинга. Они имеют право собраться в заявительном порядке. Сколько было поправок в законодательство за последние годы! И все - в одну сторону. Где хоть одна поправка, обязывающая власть обеспечить проведение мирных уличных шествий? И почему в законе не прописана ответственность власти за необоснованный отказ в проведении митинга или за несвоевременный ответ на заявку? Как это не прописана? За необоснованный отказ можно в суд подать, это предусмотрено федеральным законом. Да, но вы же прекрасно знаете, какие решения в таких случаях принимает суд. Если организаторы митинга нарушили закон, власть может обратиться в суд и наказать их. А делается наоборот. Нам говорят: вы подавайте в суд, а мы посмотрим на ваше поведение, может, что-нибудь вам разрешим. Если государство тут переусердствует, сузит площадку для нормального, свободного, законного выражения политических взглядов, это только усилит в ком-то экстремистские соблазны. Верный способ накликать беду - это бояться ее, всячески от нее открещиваться. Надо давать людям высказываться, заявлять о своих требованиях. Разрешать или запрещать какую-либо уличную акцию - значит нарушать право граждан на свободу собраний, свободу мнений.
Спору этому нет конца. Инициатива депутатов Московской облдумы лишь добавит поленьев в костер полемики. По мнению лидеров оппозиции, запрет на одиночные пикеты без уведомления властей - профилактика публичных акций в связи с возможным обострением экономической ситуации. Но, как показало исследование, проведенное социологической компанией "Башкирова и партнеры", россияне считают, что трудовых конфликтов в 2010 году будет меньше, чем в 2009-м. Если в конце 2008 года ожидали их роста 39 процентов опрошенных, то в конце 2009-го - только 16 процентов. Выступления "несогласных" не встречают понимания в широких массах. Таковы результаты опроса, проведенного и Левада-Центром. Почти треть российских граждан приветствуют запрещение уличных митингов и шествий, если те "мешают окружающим или ведут к беспорядкам". В том, что протестные акции создают неудобства тем, кто в них не участвует, убеждены 35 процентов жителей средних городов и 40 процентов обитателей мегаполисов. Но право на протест большинством опрошенных не подвергается сомнению. Более 55 процентов респондентов считают, что митинги и манифестации - "это нормальные демократические средства достижения гражданами своих целей, и власти не вправе их запрещать".
Предложений объединиться для "совместной борьбы" по-прежнему хватает. Что же касается спроса... Чего нет, того нет. И хотя бы уже поэтому стремление подмосковных парламентариев усложнить жизнь протестующим одиночкам выглядит как тщетная предосторожность.