Слухи о том, что глава Татарстана собирается покинуть политический Олимп, в Казани ходили давно. Тем не менее, заявление об этом, сделанное Минтимером Шаймиевым 22 января на заседании Государственного Совета, прозвучало как гром среди ясного неба. Что заставило президента РТ, который находится у штурвала Татарстана уже двадцать лет, принять такое решение? Как отнеслись к этому его близкие, и чем глава региона намерен заняться в отставке? Об этом Минтимер Шаймиев рассказал на пресс-конференции, которую дал в столице республики по возвращению из Москвы.
"Я подзадержался у власти"
По словам президента РТ, вопрос об отставке для него был предопределен еще в 2005 году. Тогда он согласился поработать на посту еще один срок только по просьбе главы государства. Руководство страны и сейчас предлагало Шаймиеву остаться у руля республики, но на это раз он свое решение не изменил.
- Я подзадержался у власти, - говорит Минтимер Шаймиев. - Люди работают на руководящих должностях до конца и все, так обычно и бывало. И обвинять их, оказывается, сложно. Я давно пришел к выводу, что власть - это порочный и прочный круг, из которого вырываться психологически действительно очень сложно. Проблем меньше не становится никогда, ты как будто все время нужен (и действительно нужен), и ты никак не можешь разорвать этот круг. Теперь, когда понимаю, что с 25 марта я уже не президент Татарстана, чувство свободы начинает постепенно вселяться в душу. Но вот ответственность когда уйдет… Уйдет ли? Я знаю это по отцу. Он 26 лет работал председателем колхоза. Мы не понимали его. Он, уже будучи на пенсии, в холодные буранные дни ночью вставал, брал шахтерский фонарик и ходил по фермам. А когда начинался весенний сев - с утра до ночи был на полях. Ответственность… Какие-то беспокойства и переживания будут. Я пока не могу даже себе до конца представить, как все это будет. Есть ведь еще и почерк. С 25 лет я был уже директором одной из восьми крупных сельхозтехник республики. Меня долго не утверждали в Москве. Слишком молодой. С того времени я все время работал с людьми. Наверное, только какая-то адаптация спасала. Это же нервы, везде запрос, спрос, скандалы. Что в малом, что в большом коллективе. Сама жизнь она такая. Тем не менее, на сегодня жаловаться грех.
Журналистов интересовало, не связана ли предстоящая отставка с ухудшением здоровья главы республики. В ответ Минтимер Шаймиев только улыбнулся: поэтому, дескать, и на пресс-конференцию всех пригласил, чтобы все видели, что он жив и здоров.
-Годы идут, а в моем случае они летят, - подчеркнул Минтимер Шаймиев. - Я благодарен Всевышнему, что он наделил меня неплохим здоровьем. Это я могу твердо сказать в свои годы. Я не очень-то люблю дни рождения, но в этом году задумался: если тебе 73 года и ты присутствуешь на своем дне рождения, это же хорошо!
По словам президента РТ, близких решение об его отставке только порадовало. Супруга даже прослезилась перед экраном телевизора. Теперь она сможет рассчитывать на большее внимание с его стороны, но, напрасно рассчитывает на то, что Шаймиев все свободное время будет проводить дома.
"Где родился, там и пригодился"
Предложения перебраться, например, в Москву Минтимер Шаймиев всерьез никогда не рассматривал. Если бы он хотел активно работать, то продолжал бы работать в Татарстане: "где родился, там и пригодился". В то же время он признался, что последние пять лет много думал о том, чем займется, уйдя в отставку. Выяснилось, что у него есть давно заветная мечта - возродить Булгарский музей заповедник, то место, где был принят ислам в России, а еще Свияжский музей заповедник. Оба - памятники федерального значения, на восстановление которых до сих пор не хватало средств. Шаймиев заявил, что готов заниматься этим для души - это его внутренняя потребность. В этом случае его даже вопрос зарплаты не интересует.
- После заседания Госсовета я прошел к министру финансов Алексею Кудрину. Он еще не знал о моем решении. Он не понял, когда я сказал, что обычно к нему идут все новые президенты в первый день работы. А тут - уходящий пришел. Случай действительно интересный. Конечно, сумма, которая нужна на восстановление этих памятников его, как министра финансов смутила. Но понимание есть. Возможно, речь идет о паритетном финансировании. Что-то должно получиться.
Состояние души должно таковым быть. Немалую задачу я поставил перед собой. Попробую. Посмотрю, как чиновники мешать будут мне, или нет. А так мне не хочется занимать какую-то должность. По-моему, их было в моей жизни достаточно.
"Я еще не прочитал мемуары Клинтона!"
Не хочет ли Шаймиев, будучи в отставке, предаться воспоминаниям и издать мемуары? Этот вопрос развеселил главу республики. Он воспринял его как новый импульс к их написанию. По его признанию, об этом он думал. Вопрос в другом.
-Напишешь мемуары - кто их читать будет? - говорит президент РТ. - К моему стыду, пока я еще не прочитал мемуары Клинтона (А он умный президент, который очень много сделал). Отложил на потом. У меня информации сейчас столько и в какой форме это выдать, пока не знаю. Надо искать форму. Супруга написала книгу, у нее это как-то просто и доходчиво получилось. И по откликам, которые она получает, вроде бы все нормально. У меня ведь посложнее будет!
Самым ярким эпизодом правления Минтимер Шаймиев считает время, когда он избирался президентом республики на второй срок.
- Когда я избирался в первый раз и, будучи кандидатом, встречался с трудовыми коллективами, время было неспокойное, - вспоминает он. Национальная интеллигенция ставила вопросы в крайней форме. Тогда ведь даже детей от смешанных браков обзывать начали. Говорю с ними и вижу: люди хотят мне верить. Особенно русскоязычные. Но полной веры в глазах нет. И когда мой первый президентский срок закончился и люди меня поддержали я по-человечески обрадовался. Они мне поверили! У них страх исчез. В Татарстане люди разной национальности не десять и не двадцать лет, веками вместе жили. Это же родина для всех. Но как этим не дорожить? Я считаю это своей удачей и успехом. Это то, чего мне как президенту, хотелось увидеть прежде всего.
"Президентами не рождаются"
Самым большим достижением Минтимер Шаймиев считает мир и взаимопонимание между людьми. Это то, что обязан будет упрочить и сохранить его преемник. В этой роли глава Татарстана видит действующего премьер-министра РТ Рустама Минниханова.
В то же время, подчеркивает Минтимер Шаймиев, он не ждет, что его преемник будет действовать точно так же, как он. По его словам, у Рустама Минниханова, есть главное: "этот человек любит родину и готов служить ее многонациональному населению". Другой его плюс в том, что он знает экономику и финансы, умеет так общаться с людьми, чтобы к нему прислушивались. А в остальном…
- Президентами не рождаются, ими становятся, - считает Шаймиев. - Я тоже не политик. Сама жизнь заставляет быть политиком. И у премьера голос появится. Я уверен. Главное, у него есть понимание. Есть понимание - будет действие. А действовать он умеет!
Президент Татарстана отметил, что готов в любой форме поддерживать будущего главу республики.
- Я ухожу, но не прощаюсь, - напомнил он. - К тому же я, насколько это возможно, буду от него не на большом расстоянии. Хотя к начальству очень близко подойти тоже нельзя: знать надо свое место. Думаю, ума хватит на это.
По словам Шаймиева, самое трудное - это переломить себя. Но однажды ему это уже удалось. Когда в республике появилась должность премьера, он вспомнил советские времена.
- Президент и премьер - это как первый секретарь обкома и председатель совета министров, - говорит он. Я был и в той, и другой роли, знаю - если все хорошо, хороши все. Если плохо, то это всегда недоработки председателя Совмина. Авторитет партии и держался на этом. Поэтому, когда в республике появился активный премьер - Рустам Минниханов, который может взять на себя ответственность, у меня хватило понимания, чтобы ему не мешать. Потому что я через это сам проходил! У правительства была полная самостоятельность. Когда-то я себе слово дал, что если окажусь в другой роли, никогда мешать не буду... У меня к будущему президенту одно напутствие: сохрани преемственность. Тот путь, который мы прошли за два десятилетия (и за это я несу перед республикой ответственность), в целом можно считать удачным. От добра добра не ищут. Но возможности и потенциал для дальнейшего развития у нас есть. Надо радоваться каждому дню и созидать.