Вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин призвал своих коллег по кабинету министров умерить аппетиты по бюджетным расходам. И предупредил, что в ближайшие 10 лет максимум, на что можно рассчитывать при верстке бюджетов, это 60 долларов за баррель нефти, при этом дефицит бюджета уже с 2013 года должен быть снижен до 1 процента ВВП, - полагает Кудрин.
С таким предупреждением он выступил на конференции "Россия и мир - вызовы нового десятилетия". Всем ведомствам придется серьезно взяться за повышение эффективности своих расходов. Уже в ближайшие две недели на специальную рабочую группу будет вынесена программа повышения эффективности расходов казны, сообщил Кудрин. Подготовку документа завершат в течение двух месяцев и будут учитывать при верстке бюджета на 2011-2013 годы. Сама программа, по словам Кудрина, будет рассчитана на полтора-два года. Министр предвидит, что борьба за эффективность расходов предстоит серьезная. Это будет одна из главных интриг в ближайшее время, говорит Кудрин.
По его мнению, при появлении первых признаков оживления в экономике и с ростом цен на нефть ко многим вернулось расслабленное настроение. Но ситуация отнюдь не безоблачная. Мировой кризис не завершился и еще может преподнести новые сюрпризы, - предупредил Кудрин. "Я не пугаю", - тут же заявил он. Но сразу напомнил о возможных рисках для России. Не надо думать, что позади все проблемы в банковской системе: плохие активы остаются на балансах кредитных организаций, - напомнил министр. То, как быстро удастся справиться с этой ситуацией, будет зависеть от способности предприятий выйти из кризиса. Между тем возможен сценарий медленного и болезненного восстановления экономики, - говорит министр. А шансов на то, что России снова помогут высокие цены на нефть, - дал понять он, - очень мало.
В официальном прогнозе минэкономразвития на 2010-2012 годы предполагается, что бочка "черного золота" будет стоить к концу трехлетки 70 долларов. Но это весьма высокая цена, - убежден Кудрин. Она поднималась так только в удачные годы. И даже во время очень благоприятных с точки зрения ценовой конъюнктуры 2000-2010 годов средняя цена нефти составила всего 48 долларов за баррель, - подсчитал министр. "Нефтедолларовый дождь", благодаря которому России удавалось выйти на беспрецедентный профицит бюджета, был обусловлен и другими факторами. Впервые в истории цены на углеводороды росли непрерывно 8 лет подряд, шло увеличение добычи, порой до 10 процентов ежегодно, - напомнил Кудрин. Но все эти факторы, по его мнению, не сложатся вместе ни в течение ближайших десяти, ни двадцати, а может, и пятидесяти лет.
Впрочем, пока минфин не стал менять параметры бюджета исходя из нового прогноза по нефтяным ценам. В бюджете-2010 цена на нефть заложена в размере 58 долларов за баррель, дефицит приближается к 7 процентам ВВП. Правда, если цены на нефть в 2010 году будут высокими, не исключено, что бюджет сведется без дефицита, предполагает ректор Всероссийской академии внешней торговли минэкономразвития Сергей Синельников-Мурылев. Но, как тут же заметил эксперт, если цены опустятся до 40 долларов за "бочку", то ситуация будет гораздо хуже. "Минфин обязан быть консервативным", - одобряет он осторожность Кудрина.
А, по мнению главы минфина, опасности возникают не только из-за цены на углеводороды. Если добыча нефти будет расти на 1-2 процента в год, а экономика прибавлять от 3 до 5 процентов, доля нефтегазового сектора ВВП сократится с 20 до 14 процентов, - подсчитал Кудрин. Упадут и доходы казны. В течение десятилетки поступления от нефтегазового сектора могут снизиться на 4 процента ВВП, - привел свои расчеты директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Илья Трунин. Такое снижение, полагает он, дадут уже принятые налоговые и таможенные льготы для нефтяников, осваивающих труднодоступные и новые месторождения. Только в этом году из-за обнуления пошлин для компаний, работающих в Восточной Сибири, потери бюджета составят 120 миллиардов рублей, предупреждает Трунин. Но со временем количество добытчиков, претендующих на преференции, будет расти, опасается он.
Риски для бюджета возникают также в связи с созданием таможенного союза, полагает Трунин. Это связано не только с возможным уклонением от уплаты таможенных пошлин на пространстве "таможенной тройки", но и открывающимися возможностями для перемещения российского бизнеса под юрисдикцию партнеров при создании единого экономического пространства. Но при угрозах падения бюджетных доходов параллельно надо будет решать проблему с финансированием дефицита пенсионной системы, называет еще один риск Трунин. Количество пенсионеров на душу населения через 10 лет вырастет с 330 до 450 человек на тысячу, подсчитал Синельников-Мурылев. А чтобы коэффициент замещения поддерживался на прежнем уровне, в пенсионную систему надо будет влить сумму, примерно равную 4 процентам ВВП.
В таких условиях мы не должны вести речь о снижении налоговой нагрузки, полагает Трунин. Более того, существует риск, что в определенный момент придется задуматься о повышении налогов, не исключил он. Идею повышения налогов поддержали и эксперты. По мнению Синельникова-Мурылева, это может касаться налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, имущественных налогов. В минфине, впрочем, пока о перспективах повышения налоговой нагрузки говорят очень осторожно. Трунин заявил лишь о том, что нельзя допустить снижения поступлений от НДС. Между прочим, еще в середине прошлого года, заметим, бизнес активно добивался снижения этого налога. Кроме того, по мнению Трунина, надо постепенно уходить от всевозможных льготных налоговых режимов. А в нефтедобыче минфин будет стремиться к налогообложению добавленного дохода, то есть ренты, которую получают компании. Но это, поясняет Трунин, долгосрочная задача. Как она будет реализована, пока непонятно.
Между тем Кудрин, выступая на конференции, ответил и на критику, которая часто раздается в его адрес по поводу сбережения нефтегазовых доходов в благополучные годы. "Меня часто упрекают, что мы неправильно использовали ресурсы, не создавали новые отрасли в экономике", - признался министр. Но тут же объяснил, что главным вызовом при масштабных тратах "сырьевых денег" стало бы чрезмерное укрепление национальной валюты. Курс рубля, предупредил министр, мог бы подняться не до 24, а до 20 за доллар. А мы, напомнил он, и без того по скорости укрепления национальной валюты поставили рекорд "двадцатки". Кстати, несмотря на все упреки в скупости, расходы бюджета во время "тучного" десятилетия выросли, по подсчетам Кудрина, в 2,2 раза. Темпы роста кредитования были явно перегретыми и доходили почти до 40 процентов в год. В результате мы так и не смогли справиться с инфляцией, сокрушается Кудрин.
Параллельно глава минфина дал и свои рекомендации по поводу того, как все-таки надо диверсифицировать экономику и вывести ее на новый уровень. И главная проблема, по его мнению, вовсе не в недостатке выделяемых госденег на инновации. У нас, говорит Кудрин, создано достаточно финансовых институтов под эти цели. Но работают они, считает министр, не всегда эффективно. Кроме того, мы сильно отстаем по частным вложениям в инновации. Кудрин считает, что стимулировать предприятия к выпуску инновационной продукции надо через государственные закупки. Именно фирмы, производящие новую продукцию, должны первыми получать заказы от госсектора. Еще один совет касается развития внутреннего финансового рынка и создания условий для того, чтобы надежным источником средств для банков стали сбережения населения. И тогда в России можно было бы предложить хорошие условия для кредитования, а ссуды выдавать не на 3-5 лет, как сейчас, а на 7 лет.
Что же касается программы повышения эффективности бюджетных расходов, то в ее основу будут положены долгосрочные целевые программы, рассказал директор департамента бюджетной политики и методологии минфина Алексей Лавров. В долгосрочных целевых программах должны будут содержаться конкретные результаты и методы достижения целей. Каждая такая программа будет состоять из бюджетных строк всех ведомств, участвующих в ее реализации. А бюджет в свою очередь будет набором долгосрочных целевых программ, пояснил Лавров.
Тем временем
Рост экономики в этом году может составить 5 процентов и будет выше официального прогноза, предполагает первый зампредседателя ЦБ Алексей Улюкаев. Скажется эффект низкой базы, возможность дозагрузки мощностей в первый послекризисный год. Однако в дальнейшем влияние этих факторов будет ниже. Рост ВВП в 2011 году будет меньше, чем в 2010-м, в 2012-м - меньше, чем в 2011 г., прогнозирует Улюкаев.
Курс рубля в этом году будет подвижным, предполагает Улюкаев. Не исключены его сильные колебания в пределах 35-38 рублей по бивалютной корзине. Колебания в паре рубль-доллар выше сейчас, чем в паре доллар-евро. "Это великовато", - говорит Улюкаев. В этой ситуации ЦБ не будет брать на себя обязательств по полному отказу от валютных интервенций, чтобы сгладить резкие скачки курса. Однако целей по курсу рубля у ЦБ нет, заверяет Улюкаев.