Александр Жуков: Вызовом десятилетия станет дефицит рабочей силы

Первые программы социально-экономического развития 25 моногородов правительство рассмотрит в феврале. Об этом сообщил вице-премьер Александр Жуков на международной конференции "Россия и мир. Вызовы нового десятилетия".

В текущем году правительство начинает реализацию федерального пилотного проекта по развитию экономики моногородов, в который включены 27 населенных пунктов. Регионы должны представить в минэкономразвития свои проекты до 25 января.

На поддержку моногородов в этом году запланировано направить из федерального бюджета 20 миллиардов рублей. Всего в России более 300 моногородов. Из них были выделены два с половиной десятка, которые нуждаются в поддержке в первую очередь. "Это города, где градообразующие предприятия находятся в очень сложной ситуации, самостоятельно вряд ли смогут выйти из кризиса, - пояснил вице-премьер. И добавил: - В первую очередь программы должны быть нацелены на создание новых рабочих мест для того, чтобы люди, которые живут в этих городах, смогли найти себе новую работу, переквалифицироваться, получить новую специальность".

Впрочем, структурная перестройка рынка труда в скором времени коснется не только моногородов, а пойдет по всей стране, и этого процесса не избежать, считает Александр Жуков.

"В прошлом году у нас начался рост безработицы, но все-таки вызовом десятилетия станет дефицит рабочей силы, который Россия очень скоро почувствует", - сказал он. И для того чтобы сбалансировать рынок труда, повысить производительность и конкурентоспособность российских товаров и услуг на мировом рынке, придется многое переделывать. В частности, планируется создавать дополнительные условия для повышения мобильности населения. Кроме того, ожидается, что неэффективные рабочие места будут сокращаться, а высвободившиеся люди будут перераспределяться по другим секторам экономики, в том числе будет расширяться сфера услуг. Многим придется сменить профессию или открыть свое дело. Впрочем, этот процесс закономерен, такой путь проходили практически все развитые страны.

Как отметила директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева, на протяжении многих лет в России не было резких скачков безработицы, и даже в сложный кризисный год их удалось избежать. Но это не есть хороший синдром. "Российский рынок труда платит за это цену, такую, как глубокое падение заработной платы и снижение доходов населения", - говорит она. Даже до кризиса

зарплата существенно не повышалась, а только слегка индексировалась и в итоге доросла до уровня 1991 года. Увеличить доходы населения можно, лишь сократив часть сотрудников и существенно повысив зарплату оставшимся. Остальные должны уйти в другие сектора. И государство должно регулировать эти процессы.

Но для того чтобы управлять рынком труда, нужно хорошо знать его структуру. "В России же можно отследить ситуацию лишь на крупных предприятиях, они находятся в поле зрения статистики и органов труда, между тем на них трудятся меньше половины россиян - 49 процентов", - говорит Татьяна Малева. Остальные видны меньше, а 18 процентов населения работают неформально. А потому в поле зрения практически не попадают. Программы занятости, действующие в стране, касаются лишь трех процентов экономически активного населения. И, не модернизировав социальную сферу, нельзя модернизировать экономику, добавила она.

Усложняет процесс государственного управления рынком труда и разнородность территорий, отсутствие единого социального пространства. "Северный Кавказ и Дальний Восток, село, малый и крупный город - в каждом из них текут разные социальные и экономические процессы, а это - признак страны третьего мира", - считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. С 2000 по 2007 год у нас не увеличился средний класс, добавил он, что тоже тревожный знак и говорит о невысоком уровне жизни населения, отсутствии мобильности.

При этом одной из основных угроз предстоящего десятилетия он тоже считает острый дефицит кадров. И не только из-за демографической ямы и старения населения. По убеждению эксперта, если ситуация не переломится, через 5 лет Россия превратится в поставщика квалифицированных кадров на мировой рынок труда, молодежь будет уезжать в более благополучные страны, даже несмотря на то что там они будут не защищены, как сейчас в России не защищены гастарбайтеры из СНГ. Поэтому России сейчас нужна внятная миграционная политика, а также модернизация экономической и политической системы, полагает Евгений Гонтмахер.

Между тем

Как отметил Александр Жуков, у России появилась надежда не допустить демографической катастрофы. Еще пять лет назад мировое сообщество прогнозировало, что к 2015 году россиян останется, по самым оптимистичным прогнозам, 130 миллионов человек, по пессимистичным - 110 миллионов. Однако меры, направленные на снижение смертности и увеличение рождаемости, которые предпринимает правительство в последние годы, дают свои плоды. С 2005 по 2009 год рождаемость в России увеличилась на 21 процент, смертность упала на 15 процентов. Продолжительность жизни выросла на пять лет, до 69 лет. Если тренд сохранится, то, по прогнозам вице-премьера, к 2015 году россиян будет 142-143 миллиона, и жить они в среднем будут по 70 лет. В 2020 году население должно вырасти до 145 миллионов.

Сейчас россиян 141,9 миллиона человек.