25.01.2010 00:30
    Поделиться

    Столичные власти пытаются навести порядок на рынке похоронных услуг

    Завтра проблемы похоронного обслуживания в городе обсудят на заседании правительства Москвы.

    "Мы были в шоке"

    "Постановление, в котором прописывались меры по его улучшению, было принято весной 2008 года, - пояснил корреспонденту "РГ" Алексей Сулоев, замруководителя департамента потребительского рынка и услуг. - К сожалению, одну из задач так и не удалось выполнить и поставить крест на торговле информацией о покойниках".

    Практически любой москвич, чей родственник умер не в больнице, а дома, подтвердит: сразу после отъезда врачей "скорой" и участкового к двери квартиры, где это случилось, выстраивается очередь из похоронных агентов. "После смерти отца мы были в шоке. Тут не до выбора, и мы заключили договор с первым же представителем ритуальной компании, - признается читательница Людмила Зыкова. - Фирму он расхваливал умеючи: на рынке - более 8 лет, есть свои люди как в морге - значит, подготовят тело по высшему разряду, так и на кладбище, то есть хорошее место гарантировано". А вышло по-другому. Агент "забыл" про заочное отпевание, за "хорошее" место пришлось доплачивать копальщикам могилы прямо на кладбище, а ритуальный автобус имел столь непритязательный вид, что было неловко приглашать в него собравшихся проводить покойного. Позже семья подсчитала: похороны ей обошлись на 15 тысяч рублей дороже, чем если бы она обратилась в городскую специализированную кампанию.

    Негласная такса

    Жалоб на некачественные услуги в департамент приходит множество. Например, однажды "черный" агент взял в заложники труп и потом потребовал у неимущей родственницы плату за его выдачу, а когда та не смогла вовремя собрать деньги, избавился неизвестным образом от покойного. Другая фирма пообещала похоронить умершего на городском кладбище, а потом выяснилось, могила приготовлена на сельском... Столичные власти уже несколько лет пытаются навести порядок на рынке ритуальных услуг, но тщетно. Почему?

    В конце 90-х годов прошлого века ситуацию удалось взять под контроль. Тогда правительство города провело конкурс для ритуальных фирм. Качество услуг 20 участников было признано достойным, они получили официальное "добро" на работу. Но с отменой лицензирования этого вида услуг отлаженная система рухнула. И сейчас в Москве помимо тех 20 организаций, прошедших через конкурс, на рынке ритуальных услуг действуют еще 123 нигде не зарегистрированных, но имеющих адрес фирм и несколько десятков без него. В день же в Москве умирает около 300 человек. Вот и получается, что за каждым покойником идет настоящая охота. При этом острая конкуренция не привела ни к удешевлению услуг, ни к повышению их качества. Городской же бюджет каждый год недополучает от теневых компаний миллионы рублей налогов.

    Прервать эту пагубную цепочку, считают московские власти, можно, лишь перекрыв недобросовестным фирмам каналы информации. "100 процентов данных об умерших дома продается в считаные минуты после смерти, - рассказывает Алексей Сулоев. - Первым такую информацию ритуальным фирмам может сообщить оператор диспетчерской "Скорой помощи". Потом врач "скорой", констатирующий смерть. Вслед за ним участковый. По нашим подсчетам, существует около 10 источников, по которым информация о покойнике попадает в ритуальные организации. Есть даже негласная такса за эти сведения - 8 тысяч рублей, которые потом ритуальные фирмы возмещают за счет родственников покойного, накручивая стоимость услуг. Не случайно она растет как на дрожжах - еще два-три года назад сумма была почти вполовину меньше.

    Не попадитесь на крючок

    Можно ли вновь переломить ситуацию? "На Западе медицинский работник, сообщивший такие данные, попадет в тюрьму на срок от 3 до 5 лет или будет наказан штрафом в 100 тысяч евро, - рассказывает Сулоев. - Подготовила свои предложения о внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ и Мосгордума по инициативе правительства столицы. Ими предполагается серьезное наказание за продажу и покупку информации о смерти. Сейчас они находятся на рассмотрении в Госдуме".

    Это не единственная мера. Еще два года назад планировалось создать автоматизированную службу по ритуально-похоронному обслуживанию. Ее наличие, по словам Сулоева, позволит учитывать данные об умерших в системе онлайн. Все необходимые сведения сразу будут поступать в похоронные организации, работающие под эгидой города, что гарантирует москвичам высокое качество услуг и разумные цены. Например, в Санкт-Петербурге такая служба работает уже два года и зарекомендовала себя хорошо. Что же мешает появлению такого центра ритуального обслуживания в Москве? Об этом и пойдет завтра разговор на заседании правительства.

    И бизнес, и власть давно поняли: пора наводить порядок в похоронной сфере. "Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" был принят в 1996 году и с тех пор практически не менялся, морально устарел и не соответствует современным реалиям", - считает президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш.

    По его словам, большинство участников российского рынка ритуальных услуг - частные организации, деятельность которых никак не регламентируется федеральным законодательством. К тому же далеко не все сотрудники таких компаний дают себе отчет, насколько деликатна и требует особой подготовки эта сфера.

    В Москве считают, что отсечь недобросовестные фирмы может помочь возвращение лицензирования. В мае прошлого года это предложение поддержала Федеральная антимонопольная служба, в феврале оно будет рассмотрено в Гос думе.

    А пока, чтобы не попасться на крючок к недобросовестным могильщикам, стоит зайти на сайт ГУП "Ритуал". Там размещен список специализированных городских служб, аттестованных агентов и раздел, посвященный "черным" фирмам, куда заносятся те, кто получает больше всего нареканий от москвичей.

    Кстати

    ГУП "Ритуал" начал проводить на кладбищах "Информационные дни", когда любой желающий может ознакомиться с новыми видами услуг, приобрести специальную литературу, заключить необходимые договоры. Справки по телефону: 8 (495) 607-12-30.

    Поделиться