26.01.2010 00:20
    Поделиться

    Начальник махачкалинского отделения СКЖД Гази Газиев: Если ты можешь помочь человеку, помоги

    Что тут нового: идет время, меняется жизнь - меняемся мы... Все просто. И давно определено: все течет, все изменяется. Не поспоришь.

    Пугает другое. Мы все больше заняты собой, собственным внутренним миром, собственными переживаниями. У нас не хватает времени, чтобы понять друга, близкого человека, не говоря уже малознакомого. Разучились замечать чужое горе. Даже если оно бьется в наших глазах, корчится от боли. В лучшем случае сочувственно, за компанию поохаем, может быть, всплакнем. И отвернемся: "Кому сейчас хорошо?", "У самих забот полон рот"...

    Редкое письмо

    Поэтому письмо из Дагестана в редакционной почте зацепило, оно было необычным. Директор средней школы из села Куркли Лакского района Даниял Магдиев ученическим аккуратным ровным почерком писал: "Сегодня тяжелые времена. Душа многих в смятении: как жить? Как поступать? Чему верить?.. Но в этой сумятице обращают на себя внимание люди, которые, какую бы работу ни выполняли, какой бы пост ни занимали, всегда помнят, что они - частица народа. Именно ему они обязаны всем тем, чего добились. И именно ему они готовы отдать свои знания, свои силы и доброту. Я хочу рассказать об одном из них. Его зовут Гази Мулинович Газиев. Среди жителей Лакского района в Дагестане он не человек - живая легенда, идеал и пример для подражания. Когда ученикам старших классов средней школы селения Куркли задали сочинение на тему "На кого я хочу быть похожим", то 90 процентов подростков ответили: "На Гази Мулиновича Газиева". Потому что небольшому дагестанскому району он дал что-то большее, чем деньги и рабочие места. Он дал им уверенность в завтрашнем дне и вернул способность с надеждой смотреть в будущее..."

    Об этом человеке можно рассказывать бесконечно, писал директор школы. Ибо его жизнь в наших глазах - это бесконечная энциклопедия добрых дел, которая с каждым днем становится все толще и толще...

    Кто же такой Гази Газиев? И почему подростки стремятся быть на него похожими? Вкралось сперва сомнение: не из корысти ли написал директор школы письмо? Но быстро выяснилось (спасибо Интернету), что Газиев - не глава района, не чиновник и даже не бизнесмен. Он начальник махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги. Но где горное село Куркли, и где железная дорога? Между ними десятки километров...

    Где государственное и мое?

    Мы созванивались и договорились о встрече. Он встречал нас на вокзале сам. Загорелый. Костюм, рубашка, галстук. Обувь - все в тон. Газиев родился на девятый день после Победы, но, несмотря на возраст, подтянут, собран. И совсем не по-взрослому искрились темные агатовые глаза.

    Он был немало удивлен письмом директора школы: "Надо же, не ожидал..." Но вести разговор о себе ему явно не хотелось. И он то и дело по-кавказски неторопливо переводил его на рассуждения о жизни.

    - Раньше много спорили, - говорил Гази Газиев, - что важнее в жизни - личное или общественное? Сегодня это уже никого, кажется, не волнует. Мы как-то быстро для себя решили: вот "мое", а вот "государственное". Ожесточились. Создаем свой мир, обособились. Хорошо это или плохо? Как определить, скажи, где вот у меня кончается личное, мое, и начинается государственное? Если строю дом, воспитываю детей, читаю Солженицына, Толстого, Шукшина, какой жизнью живу? Личной? А когда как депутат заседаю в парламенте республики? Государственной? А когда стою у памятника "Журавли", что поставлен на родине великого поэта Расула Гамзатова по мотивам его же стихотворения и говорю себе: "Смотри, смотри, не забывай этого никогда, помни, на какой земле ты рожден", то какой, скажите, живу жизнью? Грань неуловима, тонка... А может быть, проблема не в противопоставлении личного государственному. А просто в ответе на вопрос: достойный ли ты сын своей Родины, своего народа? Мне отец говорил: кто жил с народом, кто помогал народу, того тот и носит в своих душах...

    Зарубки из детства

    В нашем разговоре Газиев часто упоминал отца. И это было не только кавказское уважение к старшим, но и, скорее всего, подтверждение прописной истины воспитания: наши поступки - добрые или злые - родом из детства. Судьба Газиева-старшего не была легкой. Он испытывал немало трудностей и невзгод. Но ничто не заставило его переступить через нравственные принципы и идеалы. Всего он добился собственным трудом. В Лакском районе он прослыл уважаемым овцеводом. Но в 1937 году честного труженика назвали кулаком и выслали в Казахстан. Там в поселке Сульфат и родился Гази. А отец благодаря своему трудолюбию стал прекрасным специалистом-промысловиком и удостоился государственных наград.

    В блокноте на отдельном листке записываю слова Газиева-старшего, которые вспоминал то и дело сын: "Не бегай от работы", "Будь честным со всеми и прежде всего перед самим собой", "Пообещал - сделай, и не обещай того, чего не можешь выполнить", "Судьба благосклонна только к тому, кто хочет и умеет трудиться"...

    Его друзья детства, с кем удалось переговорить, обращали внимание на один и тот же факт: "Гази всегда работал. Не видел, чтобы проводил время без дела".

    Это не помешало ему хорошо учиться. И в школе, и в Москов ском институте железнодорожного транспорта.

    Метод Газиева

    ...Вернувшись в Дагестан, Гази Газиев работал дежурным железнодорожной станции Махачкала-Сортировочная, начальником железнодорожных станций Буйнакск, Махачкала-Пассажирская и Махачкала-Сортировочная.

    В одной из характеристик Газиева того времени прочитал: "Человек неуемной энергии, специалист с творческим подходом и нестандартными решениями. В 1980-х годах он стал одним из основателей новых форм управления железнодорожным транспортом".

    - Да все было просто, - рассказывает Газиев. - Представляете, каждая станция тогда состояла из десятка различных контор. Не связанных между собой и не подчиняющихся друг другу, так называемая многозвенная система ведения эксплуатационной работы и организации перевозок. Громоздкая и неэффективная. Наподобие басни Крылова про рака, щуку и лебедя... На нее я тогда и замахнулся...

    Но когда Газиев об этом первый раз заикнулся на совещании, его не захотели даже слушать: "Мальчишка, пусть поработает". Ему действительно не было и тридцати. Но за плечами был уже двенадцатилетний опыт работы и готовая к защите диссертация во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта.

    "Никто не может предоставить тебе прав больше, чем имеешь ты сам", - вздохнул Гази Газиев и принялся доказывать необходимость новой системы управления.

    Он сумел убедить тогдашнее руководство дороги, но уперлись в главке. Сперва им, мол, не дано право разрешать эксперименты, потом - нельзя разрешить именно этот эксперимент, поскольку цель его противоречит существующему порядку и принятым показателям. Гази Мулинович только развел руками: а кому нужен опыт, цель которого - подтвердить существующий порядок?

    Борьба продолжалась несколько лет. Однако он сумел довести свою идею до внедрения.

    Разработанная им система единого оперативного и хозяйственного руководства на крупных железнодорожных станциях была одобрена МПС СССР и стала одним из ключевых направлений реформы отрасли... "Метод Газиева" стал по сути общесоюзным государственным стандартом, который применяется на железной дороге уже четверть века.

    Дорога жизни

    Впрочем, в самом Дагестане Гази Газиева больше чтут, выясняется, как "отца" железнодорожной линии Кизляр - Карлан-Юрт. Ее протяженность 84 километра. Но о значении ее говорит название - "дорога жизни". Так нарекли ее в народе.

    В 1992 году Дагестан из-за событий в Чечне оказался в транспортной блокаде.

    - То было тяжелое время для республики, - вспоминает тогдашний руководитель Дагестана Магомедали Магомедов, - мы были поставлены практически на грань выживания.

    Необходимо было строить дорогу в обход Чечни. Причем действовать требовалось незамедлительно. Гази Газиев отправляет по инстанциям свои предложения. Вскоре правительство России принимает решение о строительстве железнодорожной линии Кизляр - Карлан-Юрт. И уже 6 июля 1997 года произошла стыковка ее Северного и Южного участков.

    С блокадой было покончено. Восстановлено грузовое сообщение между Россией и Азербайджаном. Открыто новое пригородное сообщение Дербент - Белиджи - Самур. Ожил международный морской торговый порт Махачкала. К нему в кратчайшие сроки также провели стальные пути для паромной переправы и построили инфраструктуру...

    Особую оценку эта "дорога жизни" получила чуть позже - в августе 1999 года, когда в Дагестан вторглись банды Шамиля Басаева. Новая ветка обеспечила перевозку большого потока военных грузов и армейских частей для защиты республики.

    Яблоко права

    По природе своей Гази Газиев не трус. Он умеет держать удар. Руководит с размахом, умеет вышестоящим говорить правду, подчас не очень приятную. Железнодорожники его уважают. "Нам повезло с начальником, зарплата, социальный пакет, условия труда тут на высоте. И в то же время стал невольным свидетелем сцены, когда он распекал, мягко скажем, работников локомотивного депо за невыполнение его распоряжения. Как они могли его ослушаться и сделать по-своему?

    Чуть позже, когда Газиев уже перестал сокрушаться: "Как они могли", спросил у него:

    - Выходит, рынок не освобождает от жесткого управления?

    - Вы неправильно ставите вопрос, - подумав немного, ответил Гази Мулинович. - Если я принял решение, то непременно заставлю подчиниться ему. Иначе - анархия...

    - А самостоятельность?

    - Я же сказал, у меня есть решение. А есть ли оно у подчиненного? Иногда только кажется, что оно есть. А на самом деле это экспромт или еще хуже - амбиция. Самостоятельность же любого из нас лишь часть самостоятельности нашего непосредственного руководителя.

    У Гази Газиева своя теория управления, которую он называет "граница суверенности". Суть ее проста: власть руководителя над подчиненными не беспредельна. И границу ей ставит компетентность.

    - Шофер и руководитель, - рассуждает Газиев, - я имею право выбрать его, поощрить за хорошую работу, наказать за проступки. Говорю ему, куда ехать, сколько ждать... Но глупо, если сидя в машине, стану поучать его, как переключать скорость, как реагировать на знаки дорожного движения? Это его дело. Он крутит баранку один. Иначе мы куда-нибудь врежемся.

    Гази Мулинович убежден, что за "баранкой" отделения дороги, станции, депо, дистанции пути... должен "сидеть один".

    - Не помню, когда и где прочитал, что права и обязанности похожи на яблоко. Его можно съесть самому или целиком отдать другому, разрезать пополам или на дольки. Невозможно только съесть все яблоко и одновременно угостить им другого. И когда мы начинали реформирование структурных подразделений нашего отделения железной дороги, то постарались учесть это. Что доверено решать мастеру, бригадир участка вмешиваться не должен. Если полномочия переданы бригадиру участка, то руководитель подразделения не влезай без нужды. Коли право дано руководителю подразделения - воздержись начальник отделения дороги, дай ему свободу. Безусловно, если есть конечный результат. Нет его - освободи место другому.

    Когда спросил Газиева, что дала реформа структурных подразделений, то он чуть не поперхнулся, откинувшись на стуле: "Как? Разве интересно?" И стал с неохотой приводить примеры: "Из трех дистанций организовали две. Из 130 бригад и околотков создали 9 укрупненных участков. Разработали положение о производственном участке. В нем расписали, кто за что отвечает, какие права имеет... И что важно - технологию выполнения путевых работ силами участка. Качество содержания пути улучшилось в два раза. Практически в 10 раз уменьшились неполадки в эксплуатационной работе. Стали единичными случаи непредвиденных нарушений.

    "Установлено"... "Проведено"... "Отремонтировано"... Записывать за ним было трудно. Да и понять это все могли разве что специалисты. Мне вспоминались другие примеры эффективной работы отделения железной дороги.

    20 сентября 2009 года. В Дагестане идет проливной дождь. За 12 часов выпадает больше месячной нормы осадков. В районе Дербента и того больше - четырехмесячная. С гор сходят селевые потоки. На перегоне Кизилюрт - Махачкала происходит размыв железнодорожных путей. Восемь вагонов грузового поезда сходят с рельс. Движение поездов, в том числе и пассажирских, приостановлено.

    Железнодорожники вместе с сотрудниками дагестанского МЧС приступают к восстановительным работам. Первым делом позаботились о пассажирах. Для их перевозки было задействовано 40 автобусов. Организовано горячее питание. 330 человек и техника работали как часы...

    Итог? Авария произошла в 1.15 мск 21 сентября. А 22 сентября в 4.45 было восстановлено 150 метров размытого участка. В 6.25 началось движение пассажирских поездов.

    Другой случай. 27 ноября в 19.00 на перегоне Махачкала-Порт-Тарки террористы подрывают локомотив грузового поезда. К счастью, никто из людей не пострадал. Движение было оперативно восстановлено. Грузовые поезда задержались не больше чем на два часа...

    Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД", подводя итоги соревнования между отделениями железной дороги страны, не случайно обратит внимание на такую особенность: "Махачкалинское отделение СКЖД у нас стабильно показывает хорошие результаты работы, хотя участок считается тяжелым. И, конечно, в этом большая заслуга руководителя отделения Гази Газиева. Его новаторский и организаторский талант давно известен. И думаю, в дальнейшем возглавляемое им предприятие будет работать и развиваться такими же темпами".

    Вода в колодце

    В разговорах о производстве и жизни то и дело пытаюсь выпытать у Газиева о сочинениях школьников из села Куркли. Тот всяческими уловками уходил от ответа. "Не верю, что они вообще писали сочинение", - вспылил я.

    - Чтобы поверить в добро, надо начать делать его, - ответил он. Фраза была до боли знакома. Но Газиев перебил встречным вопросом: "А у людей спрашивали об этом? Пусть они и расскажут".

    В Лакском районе, казалось, все, от мала до велика, знали Газиева и готовы были рассказывать о нем бесконечно.

    - В деревне всякий житель знает,- говорила Мариям Магомедова в селе Кумух, что чем больше черпают воду из колодца, тем чище вода. И Гази Мулинович со всей теплотой души относится к тем, кто нуждается в его участии. Он устраивает молодежь на работу и учебу в вузы. (Позже, кстати, от ректора Международной гуманитарно-технической академии Бексолтана Бексолтанова узнал, что по инициативе Газиева в академии открыты факультет и курсы по подготовке специалистов для железнодорожников.) Помог открыть в селах мастерские по пошиву одежды и постельного белья. То спортинвентарь, то книги для библиотек и школ купит...

    - Сейчас мы обдумываем с Газиевым, как открыть у нас цех по изготовлению обуви и ювелирных изделий, - подхватил рассказ Мариям глава поселковой администрации Апанни Макаев. - Эти промыслы передавались нам из поколения в поколение. Забыть их - значит предать предков.

    Председатель Совета ветеранов войны и труда, член Совета общественного мнения Лакского района (есть тут такой) Амсаруллах Исмаилов, когда речь зашла о Газиеве, настроился к долгому разговору. Поставил чайник, поудобнее уселся на стуле и, вытянув пальцы левой руки, начал свой обстоятельный рассказ: "Гази Мулинович сделал..."

    И каждое доброе дело отмечал крепко согнутым пальцем сухой крепкой руки. "Раз"... "Два"... Очень быстро пальцы на руке были согнуты в кулак.

    - Тут недавно прочитал в "Российской газете", - продолжал Амсаруллах Исмаилов, приготовившись загибать пальцы второй руки, - что в Ростове-на-Дону ветераны войны бесплатно могут доехать до больницы на такси. Хорошая новость. А только вот наши ветераны войны, их вдовы да и просто пожилые люди такой возможностью пользуются уже третий год. Благодаря одному человеку - Газиеву. Он подарил ветеранам машину, чтобы мы могли ездить по своим срочным делам.

    Теперь и у врача Зои Багировой есть возможность оперативно приехать в любое село и оказать пожилому человеку медицинскую помощь, а если есть необходимость, то отвезти его лечиться в Махачкалу.

    Горный сыр

    Возле села Чукна остановились у сидевшего недалеко от дороги человека. Познакомившись и расспросив его, как и принято, о самочувствии, делах, здоровье ближних, поинтересовались, знает ли он Гази Газиева?

    - Как не знать. Это благодаря ему я сегодня пасу тут такое стадо, - оживленно отозвался Сулейман Куруглиев, показывая рукой, повернувшись вполоборота, на коров и овец. - Он хозяин своего слова, настоящий горец.

    В горных селах района все занимаются в основном животноводством. Но колхозы и совхозы рухнули, а главным производителем стал житель села.

    - Но к чему пришли, - рассказывает Сулейман Куруглиев. - Поголовье скота резко сократилось: одна, считай, корова на семью. Излишки молока девать некуда. Я пытался делать сыр и возил продавать его на базар в соседние села. Но дохода от этого практически никакого не получал. А тут выборы депутатов в Народное собрание. Приезжает к нам кандидат Газиев и спрашивает: почему, мол, держите по одной корове, когда кругом столько пастбищ? Мы в один голос: "Не знаем, куда молоко девать и от одной". Пообещал ситуацию исправить. И действительно, вскоре появился у нас пункт по приему молока. Затем цех по изготовлению сыра. А у людей появился стимул. Одна корова мне приносит в среднем две тысячи рублей в месяц. Можно жить. Из города молодежь стала возвращаться.

    Сейчас в Лакском районе заготовка молока организована более чем в половине сел района. Работают 16 цехов по производству сыра. Почти полторы тысячи человек получили стабильный заработок.

    По мнению главы администрации Лакского района Юсупа Магомедова, предложенный Газиевым способ поднятия села прост и эффективен, требуется сделать только первый шаг: найти помещение и купить оборудование. Остальное лакцы сделают сами.

    - Сейчас по моей просьбе, - говорил глава района, Гази Мулинович помог разработать стратегию развития Лакского района до 2020 года. Мы проанализировали российский рынок сыров. И пришли к выводу, что лакский сыр можно реализовывать не только в Махачкале, он будет конкурентоспособен на территории всей России. Сейчас решается вопрос с упаковкой. Я уверен, что через некоторое время мы сможем поставить производство сыров на широкую ногу и обеспечить работой еще больше лакцев. Кроме того, этот опыт актуален для всех остальных муниципальных образований Дагестана.

    А в скором времени в Лакском районе появятся пункты приема и переработки мяса. Так пообещал лакцам Гази Газиев. И селяне уверены: депутат свое слово сдержит. "Если Гази Мулинович обещал помочь, значит, со временем проблема будет решена, - уверен глава администрации села Куба Омари Кадиев.

    Перед отъездом из района снова пересеклись пути с председателем Совета ветеранов войны и труда Амсаруллахом Исмаиловым. Разговорились. Спросил у этого умудренного опытом человека, почему одним руководителям люди верят, а другим нет?

    - Если поискать, то в основе недоверия всегда обнаружится ложь. Человек преследует не те цели, о которых говорит официально, а другие это замечают, перестают доверять их словам, их делам. Видят, что все старания ради продвижения по службе или "галочки" для отчета. Недоверие и ложь - близкие соседи, как и правда и доверие...

    Уже на прощание Амсаруллах Исмаилов попросил: "Встретитесь с Гази Мулиновичем, поинтересуйтесь, как там дом для афганцев, строится?"

    Афганский дом

    - Строится, - ответил Газиев, когда передал ему вопрос ветерана. - История это долгая.

    Выясняется, где-то полтора года назад участники боевых действий в Афганистане объявили голодовку. Они разбили палаточный городок в парке. Таким образом они хотели привлечь внимание властей к своим жилищным проблемам. Акция окончилась трагически. Один из ее участников, Казанфар Нурметов, награжденный орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу", умер на третий день голодовки.

    Узнав об этом на следующее утро из газет, Газиев решил, что нельзя доводить дело до крайности. Надо помочь людям. В тот же день он встретился с Патимат Геличовой, членом Общественной палаты Дагестана, и Омаром Муртазалиевым, представителем дагестанских афганцев. Обсудили ситуацию и совместно взялись решать проблему.

    - Мы наметили построить для афганцев 60-квартирный дом, с подземной стоянкой и современной планировкой, - рассказывает Газиев.

    - И где нашли на это средства?

    - Вспомнили о методе народной стройки. И получилось. Железнодорожники, к примеру, первыми перевели в фонд строительства однодневный заработок. Поддержали другие организации. Власти перечислили в фонд государственную компенсацию на жилье афганцев. Объяснения и обещания закончились. Началась работа. Поезжайте на проспект Шамиля, увидите сами.

    Каждый день инициативная группа, следящая за ходом строительства дома для афганцев, докладывает Газиеву о сделанном.

    У первых 60 семей афганцев появилась реальная надежда на собственное жилье. И уверенность - их свято выполненный интернациональный долг не забыт.

    Читая Льва Толстого

    Спустя какое-то время, уже в Москве, листая книгу Льва Толстого "Круг чтения", наткнулся на слова, которые произнес Газиев: "Чтобы поверить в добро, - писал великий писатель. - Надо начать делать его". "...Это твоя деятельность зажжет в тебе любовь к человечеству, которая и будет последствием твоей деятельности, направленной на добро".

    "...Этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу".

    Не стал допытываться у Газиева, процитировал ли он мне тогда Льва Толстого или сам дошел до этой истины. Какая разница, подумал, если человек и так этим живет.

    Справка "РГ"

    Газиев Гази Мулинович родился 18 мая 1945 года в поселке Сульфат Казахской ССР. Окончил Московский институт железнодорожного транспорта. Кандидат технических наук. С декабря 1995 года - начальник Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, почетный железнодорожник РФ, награжден орденом "Знак Почета". Депутат Народного собрания Дагестана. Возглавляет Дагестанское отделение партии "Справедливая Россия".

    Поделиться