В отчете Всемирного банка о легкости ведения бизнеса в странах Восточной Европы Россия заняла 24-е место. Среди факторов, влияющих на общую обстановку, один из важнейших минусов - коррупционная составляющая.
С вопроса о том, что, может, пора пересмотреть весь пакет законов о борьбе с коррупцией, началась наша беседа с Иваном Соловьевым - начальником уголовно-правового управления правового департамента МВД России.
- Основной показатель уровня коррупции в мире - так называемый Индекс Восприятия Коррупции (ИВК), который составляется независимой международной организацией Трансперенси Интернэшнл, дает возможность оценить уровень пораженности государственного сектора преступлениями коррупционной направленности.
По данным экспертов, в 2008 году произошло значительное падение коррупционных индексов богатейших стран мира, а это показатель того, что в зону коррупции погружаются даже развитые страны. Наивысшую оценку в прошлом году разделили Дания, Новая Зеландия и Швеция - каждая из этих стран получила по 9,3 балла, что говорит о самом низком уровне восприятия коррупции, среди включенных в список стран - респондентов Трансперенси Интернэшнл. Замыкает список Сомали, набравшая 1,0 балла, выше которой с небольшим опережением разместились Ирак и Мьянма, набравшие по 1,3 балла, и Гаити с 1,4 балла.
Исходя из того, что ИВК России в 2008-м составил 2,1, а в 2002 году этот индекс равнялся 2,7 балла, за последние семь лет это самый низкий показатель, какой был отмечен в нашей стране.
Все разговоры о том, что в России не создано правового поля для борьбы с коррупцией на всех уровнях, а принимаемые меры обречены на провал, рассчитаны на граждан несведущих, легко верящих громким заявлениям людей, пытающихся построить свою политическую карьеру и приобрести популярность на сплошной критике современной законо творческой работы.
Возвращаясь немного назад, отмечу, что в 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, которые являются базовыми международными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. В июле 2008 года президент России утвердил Национальный план противодействия коррупции, который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере.
Напомню, что в 2008-м Россию посетили эксперты Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), и по итогам этого визита был подготовлен оценочный доклад по Российской Федерации, содержащий в том числе и рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Так что можно сказать, что борьба с коррупцией - это отнюдь не разговоры. Это планомерная и длительная работа.
Принятые антикоррупционные новеллы нашего законодательства дали нам уже в прошлом году возможность пресечь значительное число коррупциогенных проявлений. По данным официальной статистики, за первое полугодие 2009 года по таким коррупционным преступлениям, как дача и получение взятки (статьи 290 и 291 УК РФ), в суд было направлено 3174 уголовных дела в отношении 3366 обвиняемых, из них осуждено судом 2482 человека - это коррупционеры различного масштаба, от крупных функционеров до мелких чиновников. Думаю, итоговая статистика ушедшего года как минимум удвоит эти цифры.
- Но видимых результатов пока недостаточно. Будем бороться еще десятилетия?
- Результат хотим иметь, понятно, сегодня и сейчас. Но так в государстве не бывает. Коррупция сегодня - весьма многоголовый змей, и отрубать головы надо так, что бы они вновь не отрастали.
В декабре 2008 года был принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации: совокупность этих актов и позволяет говорить о достаточном обеспечении борьбы с коррупцией.
- Многие критикуют Закон "О противодействии коррупции". Дескать, он рамочный. Может, следует его конкретизировать?
- Я к таким критикам не отношусь, более того, сегодня Федеральный закон "О противодействии коррупции" (N 273-ФЗ) является базовым актом, который, по сути, можно расценивать как федеральную антикоррупционную стратегию Российской Федерации. Он определяет на законодательном уровне меры по профилактике коррупции, направленные на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения на государственной и муниципальной службе, а это, согласитесь, очень важно.
В целях реализации положений Федерального закона "О противодействии коррупции", закрепляющих ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы, принят целый спектр подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, среди которых необходимо особенно выделить указы президента Российской Федерации, регламентирующие обязанности государственного и муниципального служащего уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
- Это обязаны делать все госслужащие?
- Обязанность предоставлять сведения о доходах распространяется не на всех граждан, а только на тех, которые замещают или назначаются на должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ (часть первая статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции").
При этом часть 9 этой же статьи говорит о том, что "Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения".
Такой перечень утвержден Указом президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
- В части деятельности правоохранительных органов что меняет Федеральный закон N 280-ФЗ?
- Указанным федеральным законом внесены изменения в достаточно широкий спектр нормативных правовых актов, в том числе в Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Согласно этим изменениям на сотрудников органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Помимо этого Федеральным законом внесены изменения в УК РФ, УПК РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", которые направлены на совершенствование института конфискации имущества, нажитого преступным путем. В них также расширен перечень статей Особенной части УК, по которым применяется конфискация, усиливается уголовная ответственность по статьям 201 и 204 УК РФ, предусматривающим ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп. Наряду с этим устанавливается административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица и незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего), упрощается порядок привлечения к уголовной ответственности лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также расширяется перечень оснований осуществления оперативно-разыскной деятельности.
- С точки зрения закона как ужесточилась борьба с коррупцией в самих органах МВД?
- Издан приказ МВД России от 31 августа 2009 г. N 680, которым детализирован перечень должностей МВД России, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих родственников.
Напомню, что в сентябре 2009 года президентом был подписан указ, регламентирующий вопросы проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Так что проверки идут, и наши сотрудники об этом знают.
В целях реализации положений названного указа на ведомственном уровне в настоящее время завершается работа по подготовке проекта приказа, регламентирующего порядок представления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России.
Также в стадии разработки находится проект приказа, который закрепит порядок уведомления в системе МВД России о фактах обращений в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Подготовка такого приказа обуславливается необходимостью реализации требований части пятой статьи 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", закрепляющей обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
- Коррупция на пустом месте не возникает и, вероятно, нужна профилактика коррупции, как профилактика гриппа?
- Вы правы, сколько законов ни издавай, они действуют, что называется, "по факту". Значительным шагом по профилактике коррупции стало принятие Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и издание постановления правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195, утвердивших Правила и Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Особое место в Правилах уделено вопросам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Хочу обратить особое внимание на положение постановления правительства, которое говорит о том, что: "В целях проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проекты нормативных правовых актов и иных документов подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет". Это продолжение курса на открытость и доступность для граждан любой официальной информации.
Требование о размещении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, на официальном сайте МВД России в сети Интернет нашло свое закрепление и в ведомственном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (приказ МВД России от 27 июня 2003 г. N 484, в ред. Приказа МВД России от 11 августа 2009 г. N 631).
В настоящее время завершается работа над проектом приказа МВД России, который установит единый подход к организации деятельности по проведению экспертизы на коррупциогенность проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых в системе МВД России.
Необходимо отметить, что в работе над перечисленными федеральными законами, указами президента Российской Федерации и постановлениями правительства Российской Федерации в пределах компетенции принимало участие и МВД России. Мы имеем первые результаты и надеемся на то, что эта работа и дальше покажет свою эффективность.
- Из всего вами сказанного можно ли сделать вывод, что применение уже существующих законов понизит уровень коррупционной составляющей власти в ближайшие год-два?
- Следует признать, что коррупция сегодня имеет крайне изощренные и моментально реагирующие на ситуацию схемы. Именно поэтому работа по созданию и совершенствованию нормативного правового регулирования в области борьбы с коррупцией в настоящее время не завершена и требует дальнейшего продолжения с учетом реально складывающейся ситуации и опыта практической деятельности. Ведь законотворчество наряду с политическими, экономическими и психологическими компонентами является неотъемлемой частью антикоррупционной политики государства. Будем работать.
Законы, направленные на борьбу с коррупцией
- Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 г. N 5 ФКЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции";
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции";
- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".