26.01.2010 00:47
    Поделиться

    Воронежские власти пытаются лишить нелегальных таксистов заказов

    Борьба с "бомбилами" в регионе пробуксовывает, несмотря на совместные усилия правоохранителей, чиновников и добросовестных таксистов. Очередная инициатива - ограничить рекламу "левых" фирм.

    "РГ" уже не раз писала о хаосе на воронежском рынке такси. Когда в 2005 году было отменено лицензирование этого вида деятельности, перевозчики начали нанимать водителей с личными авто. Постепенно все больше горожан стали крепить на крыши своих машин фонари с "шашечками", особенно активно - в период кризиса. По оценкам экспертов, функции такси в области более или менее регулярно выполняет свыше 10 тысяч легковых автомобилей.

    - На этом рынке есть три вида субъектов. Во-первых, собственно службы такси. У них должным образом оформлена регистрация, есть парк автомобилей, которые проходят ТО и оснащены кассовыми аппаратами, водителей перед рейсом осматривают медики. Во-вторых, это диспетчерские службы. Люди дают объявление - "такси такое-то" - и принимают заказы. Соответствующих договоров с водителями у них нет, оплата - по договору. Третья категория - так называемые "шкипера", которые берут заказы у "левых" диспетчеров или находят пассажиров сами, занимая удобные места возле автобусных остановок, - пояснил председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты Воронежской области Андрей Смикалов.

    С официально зарегистрированными предпринимателями связано не более пяти процентов таксистов. При этом, по данным облуправления Госавтодорнадзора, даже среди таксомоторных фирм правила перевозок выполняют максимум 4-5. Недобросовестные предприниматели устанавливают низкие цены, перехватывают чужие заказы по каналам радиосвязи, занимают стоянки…

    Ежегодно упущенная выгода для бюджета из-за не полученных от "левых" перевозчиков налогов составляет более ста миллионов рублей. К тому же часть "бомбил" наверняка стоит на учете в службе занятости, получая пособие по безработице. "Охотясь" на нелегалов, контрольно-надзорные ведомства, чтобы реализовать весь спектр полномочий, уже стали проводить совместные рейды. Но успехов мало.

    - Если раньше был штраф за отсутствие лицензии, то теперь доказать нарушение тяжело. "Бомбила" уверяет: "Я подругу везу!" - не станешь же на месте целое расследование проводить. Бывает, что человек отказывается подписывать протокол, а про "шашечки" говорит, что "просто нравятся". Да и штрафы мизерные, - говорит начальник отдела облуправления Госавтодорнадзора Андрей Карпов.

    Полгода назад этому ведомству поручили вести реестр перевозчиков. Те должны были добровольно уведомить чиновников о своей деятельности. Однако откликнулось всего 14 человек. И вскоре ведение реестра прекратилось.

    Ежегодно упущенная выгода для бюджета из-за неполученных от "левых" перевозчиков налогов составляет более ста миллионов рублей

    - Минфин выпустил новый классификатор видов деятельности, где перевозкам легковыми такси присвоены новые коды. Иные, чем в перечне видов деятельности, которые подлежат обязательному уведомлению согласно постановлению правительства № 584. То есть из этого поля регулирования легковые таксомоторы выпали. Федеральные чиновники пока не разрешили эту проблему, - рассказал руководитель управления Госавтодорнадзора по Воронежской области Жозеф Еркнапешян. - Да, мы в прошлом году провели 12 рейдов совместно с ГУВД, ГИБДД, ТПП и администрацией города и продолжаем проверки. Но рычагов воздействия, по сути, нет!

    Тем временем компетентные органы определили новое направление атаки. Задача - лишить недобросовестных диспетчеров и "бомбил" заказов. Для этого надо пресечь рекламу теневых фирм. Как сообщил замруководителя областного управления ФАС Сергей Ведерников, в их ведомство поступило заявление по поводу нарушений на рынке таксомоторных перевозок от воронежской ТПП и ряда предпринимателей. Антимонопольщики подтвердили: те перевозчики, которые из экономии не выполняют обязательные требования, получают преимущество перед законопослушными коллегами, тем самым нарушая законодательство о защите конкуренции. А распространяя свои телефоны через СМИ, они попирают Закон "О рекламе". ФАС возбудила дела в отношении двух предпринимателей и намерена продолжить поиск нарушителей по рекламным объявлениям и через базы справочных телефонных служб.

    Антимонопольщики призвали СМИ тщательнее проверять достоверность рекламы. Но перевозчики говорят, что сделать это будет непросто. Во-первых, придется изучать целый пакет документов. Во-вторых, лишь нюансы, к примеру, устава предприятия могут подсказать, что оно собой представляет: полноценную службу такси или диспетчерскую контору.

    В Торгово-промышленной палате считают, что проверять добросовестность таких рекламодателей СМИ могли бы с помощью реестра палаты. Перед включением в этот список фирмы подвергают основательной проверке.

    - Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности установлен для многих направлений - в расчете на сознательность бизнеса. И что? Тех, кто должен был уведомить наше ведомство, - более 2,5 тысячи. А объявилось 99 человек, - подчеркнул глава регионального управления Роспотребнадзора Михаил Чубирко. Вот и в реестре ТПП пока лишь три фирмы, у которых около ста автомобилей.

    Кстати, в районах области навести порядок на рынке такси оказалось проще. Так, в Лисках надзорные структуры сделали это в течение месяца. Теперь предприниматели, которые легально занимаются перевозками, по договорам с муниципальной администрацией получают выделенные на Генплане города места под стоянку такси. Власти Воронежа когда-то обещали сделать нечто подобное, но пока вопрос не решен.

    Прямая речь

    Михаил Чубирко, руководитель управления Роспотребнадзора по Воронежской области:

    - С точки зрения прав потребителя таксомоторные перевозки сегодня - самый незащищенный сектор. Мы проводили проверки и по заявлениям граждан, и совместно с ТПП. Нарушения - фактически в ста процентах случаев. Человек, садясь в "такси", не может узнать ничего: какая это фирма, как зовут водителя, какие действуют расценки. Непонятно, по какому телефону жаловаться. Мы можем проводить плановые проверки раз в три года - но кого проверять? Полного реестра перевозчиков нигде нет. Остается уповать на активность потребителей и проводить проверки по их жалобам. Хотя понятно, что когда человеку надо быстро куда-то доехать, ему некогда придираться к таксисту…

    Справка "РГ"

    По данным областного управления Федеральной налоговой службы, официально таксомоторными перевозками в регионе занимается 635 субъектов (33 юрлица и 602 ИП). За 2009 год налоговики проверили 265 перевозчиков (включая тех, кто ведет эту деятельность без официальной регистрации). В результате 78 субъектов стали на налоговый учет (в 2008 году - 71), а в бюджет было дополнительно доначислено 122 тысячи рублей. 

    Поделиться