26.01.2010 00:10
    Поделиться

    Сергей Мигин: Регламент обязан устанавливать конкретные требования к характеристикам и параметрам продукции

    Что последует за предложениями президента в области техрегулирования

    Отныне минпромторг будет самостоятельно разрабатывать и утверждать технические регламенты - такое решение принято на недавнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Липецке.

    С одной стороны, это, несомненно, плюс: теперь органу по техническому регулированию будет сложно искать виноватых в бесчисленных задержках с подготовкой документов за пределами своего ведомства.

    В итоге значительная часть техрегламентов будет оформляться не федеральными законами, а приказами ведомства Виктора Христенко. Насколько при этом удастся обеспечить широкое публичное обсуждение, пока не ясно. Так что есть у медали и вторая сторона. Кроме того, приказ по определению не может быть выше федерального закона, равно как и противоречить ему. Если же все-таки разночтения появятся, то трактоваться они должны в пользу закона. А ведь реформа техрегулирования как раз и задумывалась для того, чтобы поправить законодательство, замусоренное избыточными требованиями к бизнесу и его малообоснованными обременениями. Проблема эта не частная - по оценкам специалистов, изменения необходимо внести в 72 закона. Без этого новации в регламентах, даже если они и пройдут юридическую экспертизу, "повиснут" в воздухе. Можно предположить, что команде Христенко придется изрядно попотеть, чтобы разрешить эту головоломку.

    Дело осложняется тем, что гонка за регламентами и упрощенная интерпретация президентского наказа "не мельчить" могут выхолостить содержание документов вплоть до простой констатации: продукция должна быть безопасной (а такая тенденция уже есть). Тут тоже нужна своя мера. Регламент обязан устанавливать конкретные требования к характеристикам и параметрам продукции. Иначе регулировать что-либо он будет не в состоянии, а реформа сведется к появлению дополнительного пласта декларативных бумаг, которые как минимум никому не нужны. Система же останется неизменной - предпринимателю волей-неволей придется обратиться к устаревшим на несколько технологических поколений стандартам. Иначе как докажешь контролирующему органу или суду, что твоя продуция соответствует техническому регламенту.

    На заседании комиссии обсуждалась и необходимость закона о стандартизации, который активно лоббирует Ростехрегулирование. Идеологически принятие такого закона ознаменовало бы возврат к старой системе и фактический отказ от реформы технического регулирования. С его принятием в регламентах стало бы возможным делать прямые ссылки на национальные стандарты, придавая им обязательный характер. Это привело бы к воскрешению неограниченного ведомственного нормотворчества, уходу от прозрачных процедур и новому витку барьеростроительства.

    К счастью, президент прекрасно разобрался в сути коллизии, не позволив реставрировать прежний порядок (закон о стандартизации у нас был, его и отменил закон о техническом регулировании, где стандартизации посвящена целая глава). Медведев заявил, что гораздо важнее навести порядок в стандартах безопасности производства и охраны труда, которые выпали из сферы техрегулирования в 2007 году.

    Впервые на таком уровне был поставлен вопрос об ответственности за нарушение требований технических регламентов и недостоверное декларирование. Предполагается ужесточить административные санкции, подготовив изменения в КоАП. Другими словами, можно ожидать существенного - до десяти раз - увеличения штрафов. Это хорошо, но мало. Санкции государства должны быть дополнены действенным контролем потребителя. Сегодня, даже когда его права грубо ущемлены, он чаще всего пассивен, а тем немногим, кто доходит до суда, рассчитывать на серьезную компенсацию не приходится. Особенно, если это касается возмещения морального вреда, где до сих пор нет ни механизмов, ни судебной практики. Да и общества прав потребителей как-то застыли в своем развитии.

    Поделиться