Кружка, которая сама размешивает сахар, - на день рождения коллеге. Летающий или бегающий будильник - на 1 сентября племяннику. Брелок с живым цветком внутри ("нежным, как мои чувства") на День всех влюбленных жене от мужа. Плюшевую овчарку ("представь себя с Мухтаром на границе") в День защитника Отечества мужу от жены...
Да мало ли подарков надо сделать среднестатистическому россиянину в год? Недостатка в поводах нет. Неудивительно, что жители России тратят на подарки не менее $1 млрд ежегодно.
Подарки вообще и "сувенирка" в частности были одной из ключевых тем III Всероссийского форума поставщиков и ритейлеров товаров для дома, посуды, подарков и сувениров, прошедшего на прошлой неделе в Москве в рамках 22-й Международной выставки товаров народного потребления "Консумэкспо-2010". В работе форума приняли участие более 200 руководителей компаний-поставщиков и розничных сетей из 40 городов России и стран СНГ. Интерес профессионалов объясним: последние тенденции рынка требуют от его участников новых знаний и навыков.
- В прошлом году рынок сильно просел вследствие резкого снижения покупательского спроса, его падение составило от 50% до 100%, - рассказала "РБГ" Лариса Клевцова, руководитель департамента маркетинговых исследований компании "Академия Сервис" (которая провела недавно специальное исследование рынка розничной торговли подарками и сувенирами). - Ряд компаний были вынуждены уйти, были заморожены многие торговые объекты, представляющие интерес для операторов рынка розничной торговли как потенциальные места для размещения торговых точек.
Специалисты полагают, что в ближайшие 5 лет условия игры будет диктовать Интернет. Сеть сократила дистанции между продавцом и покупателем, расширила возможности для рекламы и налаживания партнерских связей. Производители активно обзаводятся веб-сайтами, где размещают фото и видео своей продукции.
- Если сравнивать первые месяцы 2009 и 2010 годов, то очевидно, что идет тренд на повышение объемов продаж, - рассказала "РБГ" вице-президент ООО "Мир сувениров" Елена Волкова. - Чувствуется, что у наших клиентов уже нет ощущения безнадежности, люди научились жить в условиях кризиса, земля из-под ног не уходит, а значит, будут нужны подарки и сувениры.
Эти слова подтверждают и результаты маркетингового исследования в Великобритании. Лидерами покупательского спроса (в среднем ценовом сегменте) сегодня являются электронные устройства, мелкие сувениры, сумки и упаковочная продукция. Эти категории товаров сохранят свои ведущие позиции и в дальнейшем.
Кстати, по оценкам экспертов, самым прибыльным для игроков, работающих в подарочном сегменте, остается новогодний сезон. На него приходится около 50% трат россиян, связанных с подарками. Несмотря на сложившиеся традиции рынка, каждый год возникают новые тенденции, например, более раннее начало сезона.
- Профильные сетевые магазины активно формируют предпочтения потребителей в данной сфере, - считает Лариса Клевцова. - Они искусственно насаждают новую культуру праздников, смешивая всевозможные традиции с Запада и Востока, добавляя все новые и новые красные дни в календарь отечественного потребителя.
Еще несколько лет назад в России практически не было специализированных магазинов подарков, в лучшем случае - отделы в крупных универмагах. Сейчас же наблюдается структурирование этого рынка. По данным компании "Академия Сервис", пропорция между сетевыми магазинами и "одиночками" составляет примерно 30% к 70%. Сети выигрывают в покупательском трафике, открывая все новые и новые точки в проходных местах. "Одиночки" стараются найти свою нишу и специализируются на отдельных сегментах, уникальном ассортименте и индивидуальном подходе к покупателям.
- Самое страшное уже позади, 2010 г. будет лучше предыдущего года, - убежден генеральный директор ЗАО "Астрис С", член совета Русской ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС) Владимир Савицкий. - В победителях окажется тот, кто привнесет на рынок необычные идеи и нестандартные решения.