После завершения очередного этапа дискуссии о специфике и перспективах развития российской политической системы главным становится вопрос - сделают ли участники обсуждения какие-либо выводы из происшедшего? Пока что выбранная сторонами тактика скорее свидетельствует об обратном.
Оппозиция недовольна. Впрочем, недовольство - атрибут любой настоящей оппозиции. Довольная оппозиция - это оксюморон. Другой вопрос - есть ли за душой что-нибудь, кроме недовольства? По-моему, только пустота. Менять что-то в риторике и в тактике даже опытные парламентские оппозиционеры не считают нужным. Проиграв в октябре 2009-го в том числе и из-за плохой подготовки, к мартовским выборам 2010-го неудачники лучше готовиться не стали и, судя по всему, не планируют. Так что можно предсказать еще один небольшой политический спектакль с шантажом власти и хлопаньем дверьми.
Власть в свою очередь делает вид, что проведением Госсовета успокоила оппозицию и дала региональным властям все необходимые "сигналы", удачно подкрепленные новыми законопроектами. По всей видимости, она заблуждается, потому что отнюдь не только формальной парламентской оппозицией ограничивается сформулированный в последнее время запрос на радикальный пересмотр политической системы. Ведь ни для кого не секрет, что внутри самой власти существует определенное число людей, не понимающих, не принимающих политических преобразований Медведева и Путина. Именно эти люди являются главной опасностью для стабильности и, в конечном счете, для модернизации страны. Именно эта "колонна" настаивает на масштабной политической реформе как необходимом условии модернизации экономической, а на самом деле - на замене политическими действиями сколько-нибудь существенной работы государства по обновлению страны. При таком подходе через некоторое время даже для разработки обычных техрегламентов понадобится очередной политический Госсовет.
Главная проблема прошедшей политической дискуссии - отсутствие у большинства участников внятного понимания и даже необходимого объяснения для граждан целей собственного существования. Большинство политических партий до сих пор не имеют сколько-нибудь внятной экономической программы. Большинство оппозиционных сил так и не сформировали не только необходимое для собственных сторонников альтернативное видение будущего, но даже понятные альтернативные программы выхода из кризиса.
Между тем наличие такой содержательной дискуссии вокруг программ является более важным стимулом для модернизации, чем создание некоторых политических институтов.
Возможно, конкуренция программ модернизации страны станет одной из тем предстоящих федеральных выборов, и нам предстоит еще увидеть настоящие дебаты о содержании будущего, а не только о форме прозябания устаревших политических партий и их одряхлевших до неприличия лидеров.
Пока же главные политические игроки заполняют собственную идеологическую нищету очередным формальным содержанием в виде заботы о правилах игры. Только вряд ли гражданам будут интересны правила игры без наличия самих игроков.
Видимо, способность делать соответствующие выводы по отношению к себе, а не к абстрактным виновным, все еще не стала элементом нашей политической культуры.