Злостные нарушители Правил дорожного движения должны платить за ОСАГО больше. Лихачи должны отвечать рублем.
Только таким образом до них, по всей видимости, можно донести, чем грозит, казалось бы, незначительное нарушение правил. Такое мнение высказал глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов на расширенном совещании ДОБДД по итогам года.
Открыл это совещание министр внутренних дел Рашид Нургалиев, сообщив собравшимся, что год был непростой, но плодотворный. Количество аварий и погибших в них людей неуклонно сокращается. В 2009 году в России было зафиксировано более 203 тысяч аварий, что почти на 7 процентов меньше, чем годом ранее. Число погибших в них сократилось почти на 13 процентов, а раненых - на 5 процентов.
Сократилась детская аварийность, уменьшилось число происшествий с особо тяжкими последствиями. Однако нельзя останавливаться на достигнутых результатах. Надо двигаться дальше.
- Более 26 тысяч жизней - цена, которую мы заплатили в прошлом году за преступную халатность и игнорирование Правил дорожного движения, - заявил Нургалиев. - Это значительно меньше, чем в предыдущие годы, но все равно много. Мы должны сделать выводы и вместе на этом совещании определить меры и способы сокращения количества аварий на дорогах.
По словам Кирьянова, в прошлом году было принято немало инициатив по безопасности дорожного движения. Если уж наши дороги не прощают ошибок водителям, а автомобили не в силах защитить своих хозяев, то напрямую встает проблема оказания первой помощи. В прошлом году был принят закон, по которому первую помощь могут и должны оказывать сотрудники милиции, прибывшие на место, или спасатели, и даже сами водители, имеющие специальную подготовку. До принятия этого закона никто, кроме врачей, такую помощь оказывать не мог. Эта специальная подготовка теперь включена в обучение водителей. Более того, экипажи ДПС оснастят специальными аптечками, содержание которых будет сильно отличаться от обычных автомобильных аптечек.
Одна из главных проблем у нас - это организация дорожного движения. Дороги должны прощать ошибки водителей. А уж тем более не ставить в тупик пешеходов. Организацией движения у нас занимаются местные власти. И делают это из рук вон плохо. На трассах можно встретить пешеходный переход, обозначенный всеми необходимыми знаками, только выход к нему перекрыт отбойником. Или другая ситуация: зебра нанесена, но ни одного знака, предупреждающего водителя о том, что впереди пешеходный переход, нет. В результате наезды на пешеходов составляют довольно высокий процент - более трети от всех ДТП. Это более 70 тысяч происшествий, в которых в прошлом году погибло почти девять тысяч человек.
Также главный гаишник страны заявил, что уже в этом году будет внедрена информационная система, которая позволит фиксировать и анализировать причины дорожно-транспортных происшествий. Она позволит решать задачи мониторинга и прогнозирования ситуации в местах концентрации ДТП, выявлять причины и факторы их совершения. Особенно эффективно будет ее применение в городах и населенных пунктах, где совершается более 70 процентов всех аварий. Эта система может стать основой для оценки деятельности руководителей ГИБДД с точки зрения принимаемых ими мер в очагах аварийности. В очагах аварийности должны регулярно находиться сотрудники ДПС. Необходимо изменить карточки ДТП, в которых должны указываться точные причины аварий с учетом дорожной ситуации и условий: наледь, которую до сих пор никто не обработал, открытый люк, отсутствие знаков, отсутствие разметки и прочее. Не всегда в аварии виноват водитель.
На совещании также шла речь об эффективности ужесточения наказания. По мнению Кирьянова, одними только репрессивными мерами проблемы на дорогах не решить. Для многих водителей, у которых все хорошо с личным бюджетом, высокие штрафы не заслон. Уже не первый год руководство МВД предлагает страховщикам рассмотреть вопрос о введении повышающего коэффициента для злостных нарушителей. Не важно, попадал человек в аварию или нет, но если за ним числятся серьезные нарушения, то будь добр следующую страховку оплати по повышенному тарифу. Надо сказать, что у противников этой идеи свои весомые аргументы. Во-первых, пока не создано единой базы данных по всей стране, эта система не сможет работать. Во-вторых, если уж вводится наказание, то должно быть и поощрение за езду без нарушений. Пойдут ли на это страховщики - большой вопрос.
И напоследок. Министр МВД посоветовал инспекторам ГИБДД использовать видеокамеры и диктофоны при общении с водителями. Подобная практика активно используется в западных странах, где сотрудники дорожной полиции имеют специальные записывающие устройства и фиксируют на них все контакты с участниками дорожного движения. Таким образом удастся избежать многих конфликтов с водителями. А если уж конфликт возник, то не сложно будет установить его зачинщика.