Минэкономразвития разъяснило, как именно должны работать сайты федеральных ведомств

Сайты федеральных органов госвласти станут доступными и понятными. Как именно они должны работать, прописано в приказе минэкономразвития. Сегодня этот документ публикуется в "РГ".

Эти нормы сформулированы впервые, раньше каждое министерство и ведомство делало сайты исходя из своего понимания, рассказал "РГ" замдиректора департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Максим Паршин.

Требования, которые предъявляются к сайтам, направлены на то, чтобы граждане и юридические лица могли оперативно и в удобном виде получать информацию о работе госорганов, изменениях в законодательстве, нормативных актах, поясняет смысл нововведения собеседник "РГ". "Любой качественный сайт", - говорит он, - должен соответствовать двум базовым критериям: представлять информацию в достаточном объеме и быть удобным для пользователя".

Органы госвласти обязаны соблюдать эти условия в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". "Он уже вступил в силу с 1 января 2010 года", - замечает Паршин.

"Работу над своими сайтами многие министерства и ведомства начали еще в прошлом году, некоторые успели запустить новые версии, другие сделают это в ближайшее время". "Передовиков" и "отстающих" в работе над сайтами Паршин называть не стал. "Оценить их усилия, - замечает он, - могут сами пользователи. Однако минэкономразвития сейчас проводит оценку сайтов на соответствие новым требованиям. Возможно, такой мониторинг будет вестись на регулярной основе".

Прежде всего приказ касается программного обеспечения. Сайт должен быть написан на современном "движке". Это позволит в дальнейшем развивать "Электронное правительство". Кроме того, все сайты должны без проблем взаимодействовать не только с компьютерами других министерств, но и с машинами простых пользователей. На них не должно быть текстовых файлов и графики, для просмотра которой требуется "закачка" дополнительных приложений. А доступ ко всей публичной информации на сайтах должен быть бесплатным, это касается и документов, нормативных актов и сведений о госзаказах.

Для того чтобы пользователь долго не тыкал по различным рубрикам в поисках нужной информации, вся навигация должна быть понятной. На каждой странице сайта необходимо иметь главное меню, описание каждой страницы сайта должно отображаться в заголовке. Поисковая система также без всякого препятствия должна давать четкий ответ на все запросы пользователя, а не высыпать на него кучу ненужных данных, содержащих набор слов из его запроса.

Еще один важный момент приказа касается оперативности. Получить интересующую его информацию пользователь должен немедленно. Для бесперебойного доступа к ней сайт должен иметь не только защиту от интернет-хулиганов, но и справляться с наплывом обычных пользователей - не менее 10 тысяч обращений в месяц. При любых технических проблемах на сайте пользователей должны уведомить об этом, повесив объявление о причинах неполадки и возможных сроках ее устранения. В сумме длительность перерывов в работе сайта не должна превышать четырех часов в месяц, "за исключением перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы", говорится в приказе.

В целом требования представляют собой подробную инструкцию для написания любого добротного сайта, их можно взять за основу не только при разработке сайтов исполнительной власти, но и при подготовке такой "визитной" карточки для компании. "Требования к сайтам федеральных органов власти будут стимулом к тому, чтобы их совершенствовали и на региональном уровне", - надеется Паршин. Прямой обязанности приводить сайты региональных властей в соответствие с приказом нет. Но в законе установлены общие правила для всех уровней исполнительной власти. "И возможно, в регионах воспользуются разработанными нормами, чтобы "подтянуть" свои сайты", - говорит Паршин.

Что касается стоимости сайта или его модернизации, то расценки здесь разные, но не меньше 2 тысяч долларов.

комментарий

Михаил Брауде-Золотарев, директор центра исследований и экспертизы Академии народного хозяйства:

- Пока требованиям минэкономразвития лучшие сайты федеральных органов госвласти соответствуют примерно на 30-40 процентов, худшие - на единицы процентов.

Непросто обстоит дело и с выполнением требований по объему информации, размещенной на сайтах. А у некоторых ведомств информация на сайтах практически отсутствует. В регионах ситуация с официальными сайтами примерно такая же, как на федеральном уровне, но она очень разнится по территориям. Если суммировать эти данные, то в среднем информация о деятельности органов госвласти раскрывается примерно на 10 процентов.

Самые распространенные проблемы официальных сайтов касаются прежде всего поисковых средств. То есть, включив поиск, в большинстве случаев мы просто не найдем информацию, размещенную на сайте. Еще один часто встречающийся недостаток - это публикация материалов не в том виде, в котором ей удобно пользоваться. Например, она подается в графическом формате, и поэтому ее сложно читать и долго скачивать. Бывает и так, что информация опубликована, но ссылки на это в меню нет. Профессионал эти материалы, конечно, найдет, а вот обычному пользователю это будет сделать сложно. Во многих ведомствах почему-то полагают, что все пользователи уже обладают широкополосным доступом в Интернет, их сайты не рассчитаны на владельцев устаревшей компьютерной техники. В результате люди оказываются искусственно отрезаны от информации.

В то же время официальные сайты могут быть очень востребованы. При этом их модернизация для выполнения требований, заложенных в приказе, не потребует больших дополнительных затрат. Доработка, как правило, может уложиться в размер плановых расходов, выделяемых министерствам и ведомствам на развитие сайтов.