Сегодня в Россию в поисках лучшей доли, а точнее заработка, едут миллионы жителей стран СНГ, где экономическая ситуация и до кризиса-то было не особенно стабильной.
За прошлый год разрешение на работу получили около 1,5 млн гастарбайтеров. При этом единовременно в России находится в среднем 5-6 млн иностранцев, и можно предположить, что большинство из них тоже трудятся в нашей стране. Но нелегально.
Власти намерены вывести из тени по крайней мере тех, кто по частному найму помогает россиянам вести хозяйство (а таковых, по экспертным оценкам, около 2,5 млн человек). Правительство внесло в Госдуму законопроект о патентах для мигрантов. Перечисляя в российскую казну тысячу рублей в месяц, безвизовые иностранцы смогут законно находиться в России в течение года и спокойно трудиться в частных домовладениях.
Обыкновенная история
Сона - молодая женщина из Армении, медсестра. Три года назад приехала в Россию к брату, да так и осталась. Но не в качестве гостя, а няни для малыша. И, конечно, не у брата, а у посторонних людей, с которыми случайно познакомилась. Сначала работала в одной семье, а когда надобность в ее услугах отпала, перешла "по наследству" к их друзьям, в семье которых родился ребенок. Сегодня Сона и ее хозяйка Наталья не нарадуются друг на друга.
Плату за свою работу, по словам работодательницы, Сона берет среднюю - 5,5 тыс. рублей в неделю. Итого выходит 25 тыс. в месяц. "Но я стараюсь не ограничиваться этой суммой, выплачиваю ей премии и при необходимости - больничные, делаю подарки. Она стала практически членом семьи", - рассказывает Наталья.
В будни няня живет в семье, у нее есть отдельная комната. Завтракает-обедает-ужинает за общим столом. Рабочий день начинается в 8 утра и заканчивается в 9 вечера, когда мама приходит с работы.
И никого не смущает, что Сона живет в России нелегально. Единственное, что плохо, - из-за этого Наталья не может брать ее с собой в загранпоездки, например, в отпуск в Египет, чтобы она помогала и там присматривать за ребенком. Но заниматься легализацией няни ни у самой Соны, ни у ее хозяйки времени нет - рабочий день каждой из них длится не менее 12 часов, а в выходные ФМС не работает.
"Вообще получить разрешение на работу в России - дело хлопотное, требующее оформления кипы бумаг, не каждый мигрант это потянет, - рассказывает Наталья. - Конечно, несколько месяцев можно находиться в стране вполне законно, к примеру, если гостить у родственников (правда, это не дает права трудиться), потом выехать домой и въехать снова, но билет на самолет до Армении и обратно стоит 20 тыс. рублей, что для мигрантов дорого, и они предпочитают остаться в России нелегально. И незаконно работать".
Сона тоже не хочет ехать домой, и не только потому, что это дорого. Из-за просрочки ее пребывания в России второй раз сюда могут не пустить, а работу на родине не найти.
Новость о том, что в будущем у нее может появиться возможность купить патент и продолжать работать няней, но уже легально, ее порадовала. "Тысяча рублей - не такая уж большая сумма, и я готова платить ее каждый месяц, лишь бы быть уверенной, что я ничего не нарушаю", - говорит она.
Не все просто
Как пояснили "РГ" в одном из кадровых агентств Москвы, специализирующемся на подборе нянечек, домработниц, садовников и других помощников по хозяйству в российские семьи, 99 процентов соискателей из СНГ на эти должности - нелегалы.
- Получить разрешение на работу крайне сложно, возможно лишь при участии работодателя, - рассказывает менеджер Ирина. - Плюс мигранты должны зарегистрироваться по месту пребывания. А найти человека, который согласится пройти длительную бумажную процедуру и зарегистрировать на своей жилплощади приезжего, а потом еще и повышенные коммунальные платежи за него платить, трудно даже россиянину, переехавшему жить в соседний город. Что уж говорить про "гостей из братских республик". Потому у большинства мигрантов регистрации липовые и разрешений на работу нет.
Вообще, по словам Ирины, участи многих иностранцев, попадающих в российские семьи, не позавидуешь. Их стараются как можно больше загружать работой, а платить как можно меньше. К примеру, домработница, проживающая в семье и выполняющая всю домашнюю работу, зарабатывает 15-20 тысяч рублей в месяц. У большинства из них один выходной в неделю и рабочий день длится 10-12 часов, питание - за свой счет. При этом они бесправны. Хотя, безусловно, есть домработницы, обладающие высокой степенью квалификации, подходящие к делу профессионально. Тогда заработок может достигать 30-35 тысяч рублей. Эти же расценки действуют и на другие домашние услуги - няня, гувернантка, садовник. Без квалификации получите 15 тысяч в месяц, с профессиональным образованием и опытом работы - вдвое больше.
- Если введут патент для мигрантов, это облегчит их участь, - считает Ирина. - Если, конечно, его получение не будет сопровождаться бюрократическим препонами. Думаю, иностранцы не откажутся платить тысячу рублей в месяц, если взамен получат неуязвимость при встрече с коррумпированными представителями милиции и миграционной службы.
Но есть и еще нюанс - конкуренция на рынке домашних услуг сейчас, по крайней мере в крупных городах России, велика. На такую работу претендуют и сами россияне, уезжающие из безработной глубинки в надежде заработать. И легализация мигрантов, желающих трудиться в этой же сфере, может обострить конкурентную борьбу.
Миграция в законе
Сумма в тысячу рублей в месяц вполне подъемна, считают эксперты. К примеру, если мигрант зарабатывает 15 тыс. рублей и при этом платит за патент тысячу, его доходы будут выше, чем у гражданина РФ с такой же зарплатой. Ведь из нее вычтут 13 процентов подоходного налога, а это 1950 рублей.
"Патент дает право легализовать работающих в частном секторе", - пояснял замдиректора ФМС Анатолий Кузнецов, чем вызывал возмущение профсоюзов, убежденных, что сейчас надо заниматься трудоустройством россиян, а не мигрантов легализовывать. Тем более, закон предполагает, что въезжать и работать по патенту мигранты будут сверх установленных в стране квот на привлечение иностранцев, что, по мнению профсоюзов и ряда экспертов, приведет к неконтролируемости миграционных потоков.
Впрочем, эта позиция была отвергнута вице-премьером Александром Жуковым. "Вы как будто на другой планете живете и не знаете, как мигранты, например, участковым регулярно носят деньги, чтобы те закрывали глаза на их нелегальное пребывание в России и работу в частном секторе. Хотите, чтобы это продолжалось вечно? Законопроект - это попытка не только узаконить их нахождение в России, но и защитить от взяточничества, произвола людей в погонах", - сказал он.
К тому же с большинством стран СНГ у России заключены соглашения о безвизовом въезде. И отменить их по политическим соображениям невозможно. А значит, мигранты все равно будут ехать в Россию. "Не можем остановить этот поток, но давайте его хоть упорядочим", - предлагает Жуков.
Впрочем, у экспертов остаются сомнения, будет ли этот закон реально работать и принесет ли те плоды, на которые рассчитывает правительство. В частности, президент фонда "Миграция 21 век" Вячеслав Поставнин пояснил, что камнем преткновения может стать процедура постановки на миграционный учет. Чтобы получить патент, иностранец должен ее пройти. По закону встать на такой учет можно даже по юридическому адресу.
"Но внутренние документы ФМС все равно привязывают мигранта к жилью, и без решения жилищного вопроса встать на учет весьма проблематично", - поясняет эксперт.
В ФМС не отрицают, что для получения патента иностранцу придется встать на учет, но не считают это препятствием.
"Если иностранец едет работать в Россию, неважно, в фирме или у частника, у него должна быть принимающая сторона, которая обязана его зарегистрировать и взять на себя ответственность за его пребывание. Этой стороной может стать любое юридическое или физлицо - работодатель, родственник или тот, с кем будет оформлен договор найма жилья. И если они хотят работать в России, обязаны соблюдать наши законы", - сказал "РГ" глава пресс-службы ФМС Константин Полторанин.