Несколько раз мне приходилось путешествовать по России на автобусе с белорусскими номерами, и практически всегда нас основательно проверяли инспектора Ространснадзора. Их интересовали документы водителей, наличие разнообразных разрешений на въезд в Россию и даже паспорта пассажиров. И все - во избежание нелегальных каботажных перевозок. Если бы в автобусе оказался хоть один россиянин - не избежать водителю крупного штрафа.
Ситуация хоть и не очень приятная, но вполне понятная. Каждое государство защищает права своих субъектов хозяйствования, в данном случае автотранспортных организаций. В Беларуси при министерстве транспорта и коммуникаций также действует орган, следящий за выполнением достаточно многочисленных национальных требований, и санкции за нарушение могут быть достаточно серьезными. Несоблюдение норм разрешительной системы или отсутствие документа о страховании гражданской ответственности может повлечь крупный штраф, а за превышение весовых параметров транспортного средства придется доплачивать для компенсации ущерба, нанесенного дорогам. Однако в условиях Союзного государства, а теперь и Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана назрела необходимость подняться в этой области над национальными интересами, чтобы в результате упрощения и унификации транспортного контроля добросовестные участники автомобильных перевозок беспрепятственно совершали поездки в пределах общей территории. Именно это является целью создания единого таможенного, транспортного, а затем и экономического пространства трех стран - соседей по Евразийскому экономическому сообществу.
А начать решено с переноса всех видов государственного контроля, в том числе транспортного, на общие внешние границы Беларуси и России. Такое решение еще около года назад принял Совет Министров Союзного государства для упрощения перемещения по его территории товаров и грузовых автомобилей, автобусов. В августе прошлого года транспортные ведомства Беларуси и России приняли соответствующую концепцию. Поскольку основной поток грузовиков в Россию идет из Западной Европы, то в первую очередь речь идет о проведении транспортного контроля по правилам российского и белорусского законодательства на внешних границах Беларуси и об отказе, соответственно, от такого контроля на белорусско-российской границе. Начать этот процесс запланировано с 1 июля нынешнего года.
- Нашим инспекторам на внешней границе Союзного государства придется осваивать дополнительные контрольные функции, - поясняет начальник транспортной инспекции Минтранса Беларуси Александр Иванков. - Это касается, например, контроля при въезде на территорию Союзного государства разрешительных документов, подтверждающих право на проезд по Российской Федерации, в том числе на перевозку опасных грузов, проверки общей массы груза и учета его видов на основании кода товарной номенклатуры. Также транспортная инспекция будет проверять, уплачен ли штраф за нарушение порядка международных автомобильных перевозок, наложенный в России, имеется ли допуск транспортного средства к перевозкам. Уже идет подготовка соответствующей нормативно-правовой базы.
Придется также соизмерять загруженность автомобиля не только с белорусскими, но и российскими нормами, а они существенно различаются. Например, допустимые вес и габариты грузовиков и автобусов, проезжающих по дорогам общего пользования Беларуси, в большей степени приближены к европейским, существенно различаются и методы исчисления этих показателей. Допустимая нагрузка на строенную тележку грузового транспортного средства, с учетом нагрузки на одиночную ось 7,5 тонны, по российскому законодательству составляет 22,5 тонны, а в Беларуси - 21 тонну. Зато допустимая общая масса автопоездов с прицепами на главных международных автомобильных дорогах М-1/Е-30 и М-2 - М-12 установлена в пределах от 42 до 44 тонн в зависимости от типа автопоезда, а в России этот показатель на федеральных дорогах не должен превышать 38 тонн. Если зашкалит - транспортному средству въезд будет запрещен. Различаются и подходы к выдаче специальных разрешений для тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
Как же быть? Предполагается, что при въезде на территорию Союзного государства транспортная инспекция вручит водителю, если отсутствует соответствующее разрешение, специальный талон. А выявится несоблюдение российского законодательства - получите уведомление о необходимости оформить недостающие документы, в том числе об уплате национальных сборов и штрафов. Выполнять эту работу будут посты весогабаритного контроля. Аналогичным образом начнет действовать в интересах белорусской стороны Ространснадзор.
Конечно, информация о нарушениях должна оперативно поступать в органы транспортного контроля союзной страны для принятия мер. Потому, хотя контроль и уйдет с белорусско-российской границы, но останется на территории двух государств в виде пунктов приема уведомлений, принимающих информацию о нарушителях и осуществляющих выборочный транспортный контроль. Так будет до создания современной информационной сети ЕврАзЭС, способной по единым стандартам работать с электронными документами. И тут не обойтись без модернизации программного комплекса транспортного контроля. Между тем дело это достаточно затратное. Проблема обсуждалась на очередном заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства в декабре 2009 года. Шел разговор и об ускорении выработки единых подходов Беларуси и России к весу и габаритам грузовых автомобилей и прицепов, полуприцепов к ним. Это позволило бы унифицировать сборы за проезд по автомобильным дорогам Союзного государства, а значит, ускорить и упростить транспортный контроль на его территории.
Пока же идет напряженная подготовка к тому, чтобы с начала второго полугодия направляющиеся в Россию через Беларусь грузовики проходили транспортный контроль только один раз - при въезде на территорию Союзного государства. До тех пор соответствующий эксперимент будет проводиться на наиболее загруженных белорусских пунктах пропуска "Каменный Лог" и "Козловичи". Роль пунктов приема уведомлений с российской стороны будут выполнять автомобильные пункты пропуска "Рудня", "Понятовка" и "Красное". Их опыт послужит своего рода учебной базой для инспекторов остальных пунктов пропуска на внешней границе Союзного государства. Делается все, чтобы транспортный контроль занимал у водителей многотонных трейлеров не более пяти минут. Это существенно ускорит перевозку грузов по автодорогам Союзного государства, повысит их коммерческую привлекательность.