Единственное предприятие в Беларуси, которое производит автомобильные краны, прицепы и полуприцепы для грузовых автомобилей, - завод "Могилевтрансмаш". Почти половина всей техники поставляется в Россию. А могилевские машиностроители, в свою очередь, получают оттуда комплектующие. Вскоре эти кооперационные связи станут еще более тесными. На заводе будут выпускать своего рода "союзную машину" - на шасси "МАЗа" установят модули, поставляемые из Мценска, Смоленска, Нижнего Новгорода. В результате получится дорожная комбинированная машина, необходимая коммунальным службам. Она и снег почистит, и песчано-соляную смесь разбросает, и асфальт помоет.
Подобная техника в Беларуси пока не производится. Хотя потребность в ней - огромная. Ведь коммунальникам надо порядок поддерживать постоянно. Значит, хотя проект только начал реализовываться, можно с уверенностью говорить: будущее за ним большое. Тем более что белорусскому потребителю выгодна местная сборка - в этом случае автомобиль, на который устанавливается российская "начинка", обходится дешевле.
Потенциальным потребителем могилевской техники может стать и такая крупная российская организация, как "Сургутнефтегаз". Сегодня нефтяники эксплуатируют 23 тысячи различных автомобилей, 500 из них - краны. Договорились трансмашевцы поставить туда два своих - грузоподъемностью 25 и 32 тонны. Пока - на полевые испытания. Надо сначала посмотреть, как машина поведет себя в сложных условиях, ведь белорусские подъемные краны прежде в Тюмень не поставлялись. Пробные уже отработали в Сургуте половину срока, пока отзывы положительные. Значит, можно надеяться на солидный заказ. Нефтяники до этого покупали могилевские самосвальные прицепы грузоподъемностью 40 тонн, модернизированные специально для работы в суровых условиях, и о могилевских машиностроителях знают, что называется, не понаслышке. Заказали еще одну партию прицепов. А могилевчане предложили российским партнерам заодно испытать и свои 30-метровые автовышки на полноприводном шасси. "Добро" получено - вскоре техника отправится на "экзамен"...
К слову, на "Могилевтрансмаше" работают и "союзные специалисты". Руководство предприятия договорилось с ректоратом Белорусско-Российского университета в Могилеве о подготовке кадров. А главный конструктор завода, являющийся и председателем государственной экзаменационной комиссии вуза, прямо на экзаменах присматривается к будущим специалистам предприятия.
- Сейчас спрос на нашу продукцию несколько упал, - не скрывает директор завода Анатолий Таренко. - Обусловлено это экономическими трудностями. Но, думаю, это ненадолго. И в России, уверен, появится еще больше нашей техники, будут реализовываться и новые совместные проекты.