Пришло время обнародовать закрытые списки тех, кто отмывает деньги. Не важно, граждане это или организации. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, автор такой поправки в кодекс, предлагает ради этого изменить закон.
А конкретнее - внести изменения в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Автор поправок предлагает сделать доступными для всех так называемые тайные "черные списки".
Михаил Игнатьевич объяснил свою позицию корреспонденту "РГ":
- Законопроект направлен в первую очередь на защиту прав граждан. Есть исчерпывающие основания для включения фирмы или человека в подобный перечень - решение суда. Это означает, что перечисленным организациям и гражданам или запрещается их работа, или их деятельность подлежит контролю. Так вот, мы идем на то, чтобы перечень, который составлен не только по судебным вердиктам, но и просто по подозрениям, был публичным.
Дело в том, что у нас существуют, образно говоря, несколько таких списков. В один попадают экстремистские книги, журналы, которые публикуют нацистские и шовинистические материалы. Есть список террористических организаций типа пресловутой организации "Хизбут-Тахрир". Это данные министерства юстиции, и подобный список открытый. Его по мере необходимости публикует "Российская газета". В список вносятся те субъекты, в отношении которые есть вступившее в силу решение суда.
Тайный список, если так можно выразиться, существует в Росфинмониторинге. Он формируется в соответствии со списком международной организации по борьбе с отмыванием денег. Поправки первого запреда Комитета Госдумы по безопасности касаются статьи 6, пункт 2, закона, где речь идет о перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются некие сведения об их причастности к незаконной деятельности.
Открытого доступа для всех желающих к списку финансовой разведки сейчас нет. По словам Михаила Гришанкова, до недавнего времени этот перечень был вообще недоступен. Случалась ситуация, когда человеку, предположим, отказывали в выезде за границу или выдаче загранпаспорта, а причин не сообщали. На самом деле он был просто в этом "черном списке" и подозревался в чем-то нехорошем.
По словам автора законопроекта, его поправки вносят важное изменение в ныне существующую ситуацию. По сути дела открытость подобных сведений - это гарантия соблюдения прав для конкретного человека или организации. Если в отношении этих людей велось в свое время расследование и подозрения в итоге не подтвердились, то, во-первых, человек будет знать, что он находится в списке, а во-вторых, в поправках четко прописываются основания для исключения его из позорного перечня. На сегодня, сказал зампред думского комитета, это потребность правоприменительной практики.
Разговоры о том, что финансовая разведка может обнародовать свои тайные сведения, появились еще в 2008 году. Были даже опубликованы цифры со ссылкой Виктора Зубкова, в свое время руководившего Росфинмониторингом, о том, что в их списке около 8 тысяч человек. Официально два года назад возможность обнародования данных из перечня опровергли, и все разговоры на этом закончились.
Хотя для многих граждан ситуация складывалась нерадостная. Один раз попав в "черный" список, выйти из него было невозможно не только в силу того, что человек об этом не знал. Но и в силу того, что оснований для выхода в законе просто не было. Теперь такими основаниями по проекту должны стать отмена решения суда о ликвидации или запрете деятельности организации либо отмена приговора о признании лица виновным, прекращение уголовного дела, исключение организации из международного перечня террористов и еще несколько вариантов.
Автор законопроекта рассказал, что все его поправки согласованы с финансовой разведкой. Позиция почти всех министерств и ведомств в отношении этих новшеств тоже известна, и она положительная. Есть на законопроект и заключение правительства. Свое положительное слово в части изменений в Уголовный кодекс высказал и Верховный суд.