Неожиданный судебно-исполнительный скандал разгорелся в Екатеринбурге: общественность потребовала снести особняк, который по решению суда должен был исчезнуть из центра города еще шесть лет назад.
Оказалось, что о сносе здания предпочел позабыть даже судебный пристав, который должен был контролировать исполнение решения суда. Такой странной забывчивостью служителя закона заинтересовались активисты общественного движения "Город без наркотиков" и направили запрос заместителю Генерального прокурора РФ по Уральскому федеральному округу Юрию Золотову. Первая же прокурорская проверка дала неожиданные результаты: выяснилось, что судебные документы о сносе здания испарились даже из архива, а ответственный пристав исчез.
Между тем этот двухэтажный красного кирпича дом, расположенный в паре шагов от свердловского областного "Дома правосудия", был когда-то звездой всех СМИ страны. Сюжет о том, как едва ли не впервые в России по решению суда сносят незаконно возведенное строение, осенью 2004 года показывали все федеральные каналы. Фоторепортаж об этом был и в "Российской газете". Вначале рухнул забор, окружающий участок. Затем хозяев - цыганскую семью Оглы - попросили с вещами на выход. К каменному пристрою, а именно так называли этот внушительный дом владельцы, подъехал кран и своротил угол здания.
Собравшиеся поглазеть на процесс крушения горожане ликовали. Вовсе не потому, что в Екатеринбурге предвзято относятся к цыганам. Просто именно эта семья Оглы чаще всего фигурировала в оперативных сводках о торговле наркотиками. Причем словно в издевательство над всеми законами он был построен буквально поперек соседней улицы, перегородив проезд.
Активисты общественной организации "Город без наркотиков" не однажды обращались к местным властям с просьбой проверить законность появления дома. Суд Ленинского района в 2004 году подтвердил: особняк и другие объекты построены без проектной документации, "за пределами установленных границ земельного участка, а также с другими грубыми нарушениями градостроительного законодательства", потому подлежат сносу.
Но торжество справедливости продолжалось недолго. После того как разъехались журналисты, бульдозеры к незаконному особняку больше не приближались.
Почему судебный пристав предпочел игнорировать свои служебные обязанности и куда исчезли все документы, сейчас разбирается прокуратура. Имя "самоустранившегося " (как говорится в официальном заявлении Генпрокуратуры РФ) служителя Фемиды пока не разглашается. Как стало известно корреспонденту "РГ" из неофициальных источников, он без проблем уволился из органов и работает в одной из престижных фирм Екатеринбурга. Так что разыскать самоустранившегося для объяснений правоохранительным органам труда не составит.
Впрочем, в службе судебных приставов нам пояснили, что возбуждать уголовное дело в отношении их бывшего работника вроде бы как и не за что: потеря судебных исполнительных листов и решений приравнивается к банальной безалаберности и преступлением не считается.
А незаконный особняк до сих пор стоит поперек улицы. Но полностью восстанавливать его хозяева пока не решаются: только свороченный бок обшили фанерой, чтоб доказать живучесть беззакония.