28.01.2010 00:22
    Поделиться

    В детской деревне под Петербургом воспитываются 64 неблагополучных подростка

    О существовании этой деревни под Пушкиным знают Уитни Хьюстон и Андрей Аршавин, но не догадывается большинство петербуржцев.

    Недалеко от большого города, на краю деревни Гуммолосары, расположен десяток скромных одинаковых домов, в которых живут 64 ребенка, волею судьбы оставшиеся без попечения родителей.

    В отдельном двухэтажном доме со своей кухней, спальными комнатами и гостиной располагается отдельная семья из 7 воспитанников и их новая мама - женщина, посвятившая себя ежедневному воспитанию малышей. Папа в деревне один на всех, его функции выполняет директор Сергей Яковенко. Каждая из двенадцати семей ведет вполне обычную жизнь - дети ходят в совершенно обычные школы Пушкина и Павловска, посещают кружки, а вечером возвращаются домой, к маме. Умеют стирать, готовить еду и убирать дом. В общем, ничего особенного, обычная жизнь обычных детей, которых почему-то принято называть неблагополучными.

    Наоборот, попадая на территорию деревни, сразу начинаешь ощущать такое чувство покоя, присущее понятию "дом", что невольно начинаешь завидовать тому, в каких условиях растут эти дети.

    - Но надо понимать, что мы не воспитываем, наши мамы зачастую не имеют педагогического образования, - говорит Сергей. - Для нас важнее ощущение дома, а потом уже воспитание.

    Благополучие это заметно и чужакам. Случалось, что "обычные" дети приходили в деревню и просились пожить в ней. Конечно, под разными предлогами им отказывали.

    Из-за скромного финансирования и существующих законов у воспитателей нет возможности взять всех желающих хотя бы потому, что главной задачей деревни является полноценное воспитание каждого ребенка. Другими словами, качество, а не количество.

    - У нас есть план индивидуального развития каждого ребенка, в который входит не только его социальная адаптация и обеспечение, но и психическое и соматическое здоровье, а также профессиональная и образовательная ориентация, - говорит папа Сережа.

    В общем, о каждом воспитаннике заботятся так, как зачастую о них не заботятся в большом мире.

    - Деревенские дети в школе не отличаются от обычных детей, - продолжает Сергей. - Это взрослый миф, что наших воспитанников могут обижать по причине их мнимой неполноценности, на детском уровне этого не происходит.

    Конечно, не с первого дня деревенские дети становятся похожими на обычных. Малыши попадают сюда по направлению глав местных администраций из приюта и после того, как в приемную семью устроить их не удается. Зачастую проходит много времени и прикладывается очень много усилий, чтобы ребенок почувствовал, что его дом - деревня. Как рассказал директор деревни, сейчас самому маленькому ребенку здесь 2,5 года, а средний возраст приходящих детей составляет 7-8 лет. Каждого воспитанника поддерживают до 23 лет, но уже в 18 по собственному желанию он может начать свою самостоятельную жизнь, к которой, поверьте на слово, он готов лучше своих обычных сверстников.

    Идея детских деревень появилась пятнадцать лет назад, в России была внедрена модель воспитания детей, опробованная уже в 132 странах мира. А первое подобное поселение возникло шестьдесят лет назад в Австрии. У каждой деревни - свой бюджет, деньги на детей поступают от жертвователей со всего мира.

    - Бывали случаи, когда средства приносят совершенно случайные люди, считающие своим внутренним моральным долгом сделать что-то полезное для детей, - рассказывает Яковенко. - Помогают воспитанникам деревни и большие компании.

    Частым гостем малышей здесь называют Андрея Аршавина, который является послом детских деревень в России. Может быть, поэтому все пушкинские мальчишки заядлые футболисты. А в конце 2009 года Дед Мороз от футбольного клуба "Зенит" поздравлял детей с наступающими праздниками. Конечно, помимо звезд есть и обычные люди, которые помогают малышам. "Идут, например, мимо деревни со своим ребенком в театр и заходят за нашими. Бабушки приносят яблоки детям", - рассказывает одна из мам.

    Часто в деревню приходят и специалисты-педагоги, для того чтобы перенять опыт деревни. Однако далеко не всем такой опыт подходит - его надо перенимать или целиком - вплоть до расположения домов, - либо использовать очень фрагментарно. Конечно, есть много людей из негосударственных учреждений, которые интересуются деревней.

    - Нам не нужен особый пиетет. В Петербурге достаточно образовательных учреждений, обладающих уникальным педагогическим опытом, - говорят в деревне.

    Но, тем не менее, как бы ни скромничали в деревне, их опыт уникален по-своему, потому что он каждый день делает полсотни маленьких людей счастливыми.

    Поделиться