28.01.2010 00:28
    Поделиться

    В Архангельске состоялась первая встреча участников Клуба полярных исследователей

    В столице Поморья состоялась первая встреча участников Клуба полярных исследователей при Северном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Здесь собрались ученые, путешественники, историки. Одну из тем обсуждения посвятили арктическим экспедициям Александра Колчака.

    В 1903 году он организовал одну из самых рискованных экспедиций на Север. Сведения об этом походе сохранились благодаря его показаниям на заседании следственной комиссии в 1920 году в Иркутске. Здесь адмирал рассказал о своей научной работе и экспедиции, имевшей отношение к Мезенскому уезду Архангельской губернии.

    Впервые же опубликовал историю пребывания Колчака в Поморье краевед и журналист Сергей Доморощенов. Он занялся исследованиями, чтобы вспомнить незаслуженно забытые имена северян, участвовавших во многих арктических походах.

    Все началось еще 1899 году, когда 23-летний лейтенант Колчак получил предложение барона Толля стать членом Полярной экспедиции под эгидой Академии наук.

    - В походе Александр Васильевич охотно принимал участие в снятии судна с мели, сборе плавника, а если собаки были не в силах тащить груз, он вместе с другими участниками впрягался в лямку, - рассказывает Доморощенов.

    В 1902-м экспедиция разделилась на группы. Барон Толль с тремя товарищами решил отправиться на поиски Земли Санникова. Потом он рассчитывал вернуться к месту стоянки, где были оставлены склады. Весной 1902-го Эдуард Толль ушел, чтобы больше никогда не вернуться.

    - Колчак же с оставшимися товарищами пошел к устью реки Лены и добрался через Сибирь в Петербург, - продолжает Доморощенов. - Приехав в столицу, на заседании в Академии наук лейтенант поднял вопрос о немедленном снаряжении шлюпочной экспедиции для спасения барона Толля и его спутников.

    Какой бы сумасшедшей ни выглядела эта идея, другого выхода Колчак не видел. 9 января 1903 года из Академии наук в адрес архангельского губернатора Римского-Корсакова пришла телеграмма следующего содержания: "Прошу Ваше превосходительство приказать безотлагательно мезенскому исправнику подобрать для Русской полярной экспедиции 8 человек самых опытных мезенских поморов, предпочтительно из участников Шпицбергенской экспедиции, в том числе два хороших шлюпочных мастера, и подготовить две хорошие лодки для зимних промыслов. Для заключения условий с людьми и осмотра лодок прибудет около 20 января лейтенант Колчак. Академик Шмидт".

    Колчак назначил солидную премию шести мезенским поморам, отобранным им для экспедиции. "Из шести отобранных мезенцев четверо остались до конца моего предприятия, - рассказывал Колчак в 1920 году следственной комиссии. - Все четверо, несмотря на то что барона Толля и его спутников найти так и не удалось, были награждены золотой медалью с подписью "За усердие".

    - Медали пришли в Мезень почтой, - говорит Сергей Доморощенов. - Было бы правильно, если бы вручил их исправник, главное лицо в уезде. Но он поручил сделать это полицейскому надзирателю.

    Поскольку местная власть не оценила должным образом работу поморов, никаких воспоминаний об участниках этого похода в самой Мезени, к сожалению, не сохранилось.

    - Результатом пребывания лейтенанта в Арктике на этот раз стали суставной ревматизм в тяжелой форме и хроническая пневмония. Но могло быть и гораздо хуже, - рассказывает Доморощенов. - На острове Беннета, прыгая через трещину, Колчак не рассчитал силы и угодил в воду. Хорошо, что боцман "Зари" Никифор Бегичев и еще один участник экспедиции Илья Иньков находились рядом.

    Александр Васильевич благодарил своих спасителей и, наверное, еще раз порадовался тому, что нашел опытных спутников именно в Мезени и мезенском селе Долгощелье. Колчак же за организацию экспедиции получил впоследствии Большую Константиновскую золотую медаль Географического общества.

    Поделиться