Спорный телесериал "Школа" поднял волну всеобщего интереса к проблемам российского образования.
Какая она, современная школа? Что в ней надо менять, а что - сохранять? Есть и официальный повод для размышлений: в стране объявлен Год учителя. О том, что ждет московские школы в этом году, корреспонденту "РГ" рассказала руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова.
Почему у сына тройка?
Российская газета: Ольга Николаевна, сегодня многие родители в неведении, что происходит в классе, чем живет их ребенок-подросток... Школа отгородилась замками и заборами - не всегда в нее можно и зайти...
Ольга Ларионова: Заборы и замки нужны только в целях безопасности детей. Школе нечего скрывать от родителей. Поэтому уже в марте перед весенними каникулами мы начнем проводить для них открытые уроки. Выберем субботу, когда родители не работают. Пусть приходят на любой урок. Если недовольны отметками по математике - посидите в классе, послушайте, как учитель объясняет предмет, как ваш ребенок отвечает... Сделайте вывод, в чем причина слабых знаний. Потом будет возможность обсудить это с педагогом - ему тоже полезно. А к концу дня родителей ждут творческие отчеты: если есть театральная студия - покажет спектакль, спортивная секция проведет соревнование. Многие проблемы "отцов и детей" возникают от незнания того, что происходит в школе.
РГ: Кстати, говорят, что московских десятиклассников весной ждет экзамен по литературе?
Ларионова: Действительно, Москва в этом году вводит промежуточную аттестацию по литературе - все десятиклассники будут писать сочинение.
С введением ЕГЭ сочинение ушло, и у многих старшеклассников пропал стимул к изучению литературы. Это неправильно. Сочинение учит размышлять, давать оценку поступкам героев... Отметка по сочинению пойдет в классный журнал.
Платной "нулевки" не быть
РГ: В Москве стало модно устраивать детей в школы, которые учат по какой-либо системе: Монтесcори, Занкова, Эльконина-Давыдова... На ваш взгляд, такое стремление родителей оправданно?
Ларионова: Все эти системы начального образования проверены временем. Если учитель хочет перейти на обучение по какой-либо из систем, он идет на курсы, потом школа заказывает соответствующие учебники, объявляет набор... Но надо ли гоняться за модой? Когда меня спрашивают, какая начальная школа лучше, я отвечаю: та, где хороший учитель. Для первоклассников это самое главное.
РГ: Юрий Лужков заявил, что в московских государственных учреждениях недопустима платная подготовка детей к школе. Но такие факты далеко не редкость.
Ларионова: Многие школы открывали нулевые классы, где по договорам готовили детей к учебе. Законом не запрещено оказывать платные услуги. Другой вопрос: зачем, если подготовительные группы в детсадах занимаются тем же самым бесплатно? Причем детей с пяти лет в обязательном порядке принимают в детсады вне очереди.. Так что школе нет нужды этим заниматься. Позиция мэра доведена до сведения всех директоров - и сейчас с дошкольниками работают только те учреждения, где уже раньше были заключены договоры с родителями.
РГ: Вы же понимаете, что родителям важна не сама подготовка, а возможность оказаться потом в этой престижной школе. Ради этого многие возят ребенка через всю Москву... Ставится ли задача как-то выравнять школы в городе?
Ларионова: Школы, конечно, разные: одни переполнены, в них сложно попасть, а другие стоят полупустые. В Москве есть даже малокомплектные учреждения, которые присоединяем к другим. Правда, в основном это связано не с тем, что родители не хотят туда вести детей. Просто в районе снесли дома, жителей переселили, а школа осталась. Наша задача - добиться, чтобы в каждой школе была своя программа развития. И к учителям теперь другие требования.
Учителю тоже надо "подтянуться"
РГ: Сколько теперь получает московский учитель?
Ларионова: Вопрос о зарплате никто из учителей сегодня не ставит. Она заметно выросла за последнее время: только в 2009 году было три повышения. Учитель в столице в среднем получает 34,5 тысячи рублей. В связи с этим и спрос с него может быть больше... В Год учителя перед ним стоит задача серьезно поднять квалификацию.
РГ: И как она будет выполняться?
Ларионова: Сейчас до 40 тысяч московских учителей и других педагогических работников ежегодно проходят курсы повышения квалификации. В основном через Институт открытого образования, городские пединституты, кроме того, у нас хорошие контакты с МВТУ имени Баумана. Но учителя - разные, есть с очень высокой квалификацией, которым не требуются обычные курсы, а нужны, например, научные знания по физике, химии, математике - наука ведь не стоит на месте. Для кого-то "слабым местом" являются информационные технологии, без которых в современной школе не обойтись.
Теперь учителю будет выдаваться сертификат - с трехуровневой системой подготовки за счет бюджета. Он рассчитан, допустим, на 72 часа, но учитель сам определяет, где, когда и какие знания он будет получать. Кто-то выберет, например, несколько часов физики - в Бауманке, а курс подростковой психологии - в педуниверситете... Причем набрать необходимое количество часов можно даже не в один год...
РГ: Когда учителя получат такие сертификаты?
Ларионова: В порядке эксперимента начнем внедрять их в Юго-Западном округе уже в этом году.
Век учителя
РГ: Наверное, учителям-пенсионерам непросто бегать на учебу, постигать те же информационные технологии?
Ларионова: Сегодня средний возраст московского учителя - 45 лет. Примерно каждый пятый - пенсионер. Конечно, должно быть естественное обновление... Тем более что сейчас многие выпускники педвузов хотят работать в школе - в прошлом году мы приняли больше 2,5 тысячи человек. В некоторых учреждениях образования даже был конкурс. Вот сегодня я была в колледже дизайна N 18 - директор рассказала, что из 58 новичков, которые пришли трудоустраиваться перед 1 сентября, смогла принять только 11...
РГ: Молодые специалисты по-прежнему получают подъемные, надбавки от города?
Ларионова: Все доплаты сохраняются. Молодой специалист сразу получает единовременную помощь - 20 тысяч рублей, а в течение первых трех лет работы - ежемесячную надбавку в размере 40 процентов от своей ставки (отличники - 50 процентов) плюс частичную компенсацию за проезд на общественном транспорте. Причем педагогическую деятельность большинство начинают сразу с 12-го разряда. Сегодня в школах Москвы насчитывается 5,5 тысячи молодых специалистов, которые еще не отработали по три года. Но с трудоустройством молодежи уже возникают проблемы. Проблема нехватки кадров осталась позади.
РГ: Какой же выход? Увольнять пенсионеров?
Ларионова: За ними - опыт и высокая квалификация, от которых школа не вправе отказываться. К тому же многие одиноки, а пенсия невелика... Поэтому прямо с 1 сентября 2010 года в городе создается институт наставничества - оплачиваемый. Идея принята правительством Москвы - скоро выйдет соответствующее постановление. Смысл в чем? Опытные педагоги-пенсионеры смогут работать методистами-наставниками. Для них в окружных методических центрах, которые есть при управлениях образования, будут выделены ставки. За каждым ветераном закрепят молодых педагогов из 4-5 школ, он будет посещать их уроки, помогать советами. Нужда в таких наставниках есть - об этом говорят и сами учителя-новички.
Кроме того, согласно новому положению в этом году учителям, уходящим на пенсию, предложат единовременные выплаты в размере 20 тысяч рублей. Пока такая мера поддержки адресована только народным или заслуженным учителям, лауреатам премий, победителям нацпроектов - только их 3,5 тысячи... Со временем эта категория будет расширена.
"Горячая линия" департамента образования:
тел. (095) 366-70-94