02.02.2010 00:40
    Поделиться

    Сбербанк запустил специальную программу для проблемных заемщиков

    Крупнейший банк страны, Сбербанк, решил поддержать проблемных заемщиков.

    Со вчерашнего дня он запустил для них специальную программу по отсрочке платежей по кредитам. "Банкротить" граждан и выставлять имущество на торги невыгодно. Выгоднее дать шанс заемщику расплатиться.

    Такая "амнистия" коснется ссуд, по которым уже накоплена просрочка сроком до 90 дней. И даже о кредитах, по которым поданы исковые заявления в суд, но пока нет решения о досрочном взыскании задолженности. По ипотечным займам срок погашения может быть продлен на 7-10 лет в зависимости от того, какая часть основного долга уже погашена. Выплаты по прочим кредитам предполагается продлевать на срок до трех лет. Акция носит разовый характер, она продлится до 1 мая этого года, в некоторых случаях банк готов отказаться от пеней и штрафов. До сих пор банк выражал готовность поддержать только добросовестных заемщиков.

    Пример Сбербанка мог бы стать образцом и для других крупных банков, говорят эксперты "РГ". Но сомневаются, что это случится. Между тем помогать должникам как-то надо. И особенно остро эта проблема стоит для ипотечных заемщиков. Сейчас в судах находится уже около 20 тысяч дел о просроченных кредитах, инициированных банками, сообщают в Агентстве по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК).

    Пока благодаря предпринятым правительством мерам массовых выселений обанкротившихся заемщиков из заложенного жилья удавалось избежать. Но угроза остается по-прежнему серьезной: напомним, речь идет примерно о 800 тысячах семей, взявших банковский кредит с использованием ипотеки. Конечно, не все они "проблемные" - кто-то заем уже полностью погасил, кто-то продолжает исправно платить, невзирая на кризис. По разным оценкам, по данным на декабрь прошлого года, количество "дефолтных" кредитов колебалось от 0,05 до 1 процента.

    Благодаря объявленной в прошлом году программе помощи (для этого было специально создано АРИЖК) совместно с программами банков в течение 2009 года было реструктурировано более 35 тысяч кредитов. В результате было решено продлить действие программы также и на 2010 год. Предусмотрено несколько "уровней" помощи: продление сроков уже оформленной в прошлом году реструктуризации (если в течение года ситуация с трудоустройством заемщика не улучшилась по независящим от него обстоятельствам); вторичная реструктуризация. Наконец, выкуп агентством заложенного жилья (чтобы избежать обвального падения цен на вторичном рынке).

    Но граждане задолжали не только по ипотеке. По разным экспертным оценкам, уже в середине прошлого года в исполнительном производстве было более 860 тысяч задолженностей физических лиц перед банками более чем на 150 миллиардов рублей. Банки, кстати, далеко не всегда спешат в суды. Еще в прошлом году многие из них объявляли о программах реструктуризации по кредитам.

    Но в основном, за редким исключением, реструктуризации были рассчитаны на добросовестных заемщиков. На практике предложениями банков воспользовались все-таки немногие, уточняет первый вице-президент Союза заемщиков и вкладчиков России Владислав Кудинов. Дело в том, что часто банки вводили ограничения - например, размер кредита должен был быть больше определенной суммы, а объем основной массы кредитов находится в пределах 50-70 тысяч рублей. Кроме того, нередко кредитор требовал, чтобы человек обслуживался у него в течение определенного срока. Реструктуризации могли обкладываться и другими дополнительными условиями: взятием комиссий за переоформление кредитов, более высокими процентами, говорит собеседник "РГ". И в итоге гражданину приходилось платить еще больше, чем до реструктуризации. Примерно то же самое произошло, когда банки стали предлагать перевод валютных кредитов в рублевые, напоминает Кудинов. Надо внимательно читать договор и просчитывать итоговую цифру платежа, советует он.

    В случае когда реструктуризация предполагает списание пеней и штрафов, банк несет убытки, признает Кудинов. Правда, иногда проще потерять деньги, а не тратить время на суды при исках на небольшие суммы - на рассмотрение дела в суде по кредитам для физлиц, как правило, уходит от полугода до года, уточняет директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев.

    К тому же "благотворительной акцией" реструктуризация все-таки не является. Происходит перевод кредита из одной категории в другую, при этом снижаются требования по созданию резервов - уменьшается давление на капитал, есть шанс улучшить финансовый результат, поясняет Моисеев. Однако для этого, предупреждает эксперт, должна быть уверенность, что впоследствии заемщик сможет рассчитаться по долгу, в противном случае это будет просто-напросто оттягивание проблемы. Но на проведение такого анализа по каждому заемщику банк должен быть готов потратить определенное количество человеко-часов, иронизирует Моисеев. И неизвестно, решатся ли на такой шаг другие банки. Решение Сбербанка во многом носит политический характер, поскольку всегда подчеркивается его социальная направленность, считает Кудинов. А у других банков, говорит эксперт, такой задачи нет.

    Поделиться