02.02.2010 00:44
    Поделиться

    Рост отпускных цен на электроэнергию для населения и промышленности не превысит в 2010-м году 8 и 10%

    С 1 февраля 2010 года первичные получатели электроэнергии - многие электросетевые компании - переходят на систему так называемых долгосрочных тарифов, стоимость которых фиксируется в течение конкретного времени.

    Это предпринято прежде всего для того, чтобы сдержать рост цен на отпускаемую потребителям электроэнергию. Показательным был прошлый год, когда тарифы для промышленности, транспорта и сельского хозяйства выросли на 17-19%, а для коммунально-бытового хозяйства и населения - почти на 25%. Предполагается, что благодаря внедрению новой тарифной системы рост отпускных цен на электроэнергию для населения и промышленности не превысит в 2010-м, соответственно, 8 и 10%.

    Что касается самих долгосрочных тарифов, это так называемая система RAB (Regulatory asset base - "регулируемая база задействованного капитала"), применяемая в некоторых развитых и развивающихся странах. На нее в течение 2010-2011 годов перейдут не только 10 распределительных сетевых компаний, но и федеральные магистральные электросети. Такую тарифную систему начали внедрять с 2009 года, но уже весной прошлого года этот процесс был остановлен из-за снижения электропотребления.

    Однако нормативная база расчетов долгосрочных электротарифов и их распространения по стране пока запаздывает. Хотя эта система внедряется фактически с 2009-го, лишь к 1 марта 2010 года в правительство РФ должны быть представлены Методические указания по расчету уровня надежности и качества услуг, реализуемых региональными сетевыми компаниями. И только к 1 апреля намечено внести изменения в нормативно-правовые акты в части установления и статуса долгосрочных тарифов.

    Регулируемые же государством тарифы на оптовом рынке электроэнергии России действуют последний год. Согласно правительственной концепции реформы электроэнергетики в 2010 г. государство должно прекратить практику установления и корректировки тарифов. В том числе в связи с развитием системы долгосрочных "электроцен" для первичных покупателей электричества (сетевиков). Так, в I квартале-2010 доля свободных электротарифов составит до 60%, а со второго полугодия - до 80%. Предполагается, что с 2011 года вся электроэнергия для производственного потребления будет сбываться по свободным ценам. Но стоимость электроэнергии для населения будет регулироваться государством до 2013 года включительно.

    Похоже, тарифная политика государства опережает формирование федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Точка зрения Мин энерго России по этим вопросам такова: "Формирование ФОРЭМа пока не завершено. В настоящее время этот рынок по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных, почти или совсем не сообщающихся между собой ценогеографических зон: первая зона - европейская часть России и Урал, вторая - вся Сибирь и отдельные неценовые зоны - Дальний Восток, Калининградская, Архангельская области, Коми. Для первой и второй зон характерно большое количество поставщиков и покупателей электроэнергии, развитая сетевая инфраструктура, что позволяет функционировать конкурентному рынку электроэнергии. В неценовых зонах пока затруднительно организовать полноценные рыночные отношения".

    А ситуацию на самом ФОРЭМе минэнерго оценивает так: "Помимо географического, существует и структурное разделение ФОРЭМ, вызванное отсутствием возможности запасать электроэнергию в значимых объемах, необходимостью поддержания равновесия между производством и потреблением электроэнергии в каждый момент времени". И далее: "Основные объемы электроэнергии распределяются в рамках долгосрочных (на срок до 5 лет) договоров между поставщиками и потребителями. Эти договоры заключаются на прин ципах "take or pay". Т.е. вне зависимости от реального потребления покупатель оплачивает законтрактованные объемы электроэнергии и мощности".

    Председатель правления аналитического Института динамического консерватизма, к.э.н. Андрей Кобяков высказал нам такую точку зрения: "Коммерческое управление электроэнергетикой и другими инфраструктурными отраслями должной эффективности, как правило, не приносит. Как свидетельствует зарубежная практика, нужно четкое государственное целеполагание в этой сфере, включающее прямую или косвенную господдержку стратегической отрасли. Но такая поддержка не может исчерпываться только сдерживанием тарифов, тем более если речь идет о комплексной модернизации электроэнергетической системы. Отложенный рост "электротарифов" не может в должной мере накопить инвестиций. Потому что из-за нынешнего состояния основных фондов электроэнергетики и их в основном коммерческого управления, себестоимость единицы электричества постоянно растет. Компенсировать же это все в большей мере приходится потребителям, а в результате технологического обновления отрасли, в том числе создания новых межрегиональных "электрообъектов", фактически не происходит".

    Поделиться