02.02.2010 00:45
    Поделиться

    Правительство определило электронные площадки для госзакупок

    Правительство определило электронные площадки для госзакупок. На счетах операторов окажутся миллиарды

    Пять месяцев осталось федеральным закупкам до перехода в электронный формат. С 1 июля обычные аукционы перестанут функционировать, и все федеральные заказчики в обязательном порядке перейдут на электронный аукцион. Уже сейчас федеральным заказчикам предстоит определиться, на какой электронной площадке они будут проводить торги. У регионов времени для принятия решения чуть больше. Они присоединятся к федералам позже - с 2011 года.

    Как стало известно, выбор у госзаказчиков небольшой. Всего пять площадок решило оставить себе государство для проведения торгов. На прошлой неделе минэкономразвития сообщило, кто стал счастливчиком. Напомним, что конкурс по отбору операторов электронных площадок был объявлен в конце ноября прошлого года, заявки на него подали 18 участников.

    Победителями стали две правительственные площадки - это Москва (ОАО "Единая электронная торговая площадка") и Татарстан (ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ"), две биржи - ММВБ и РТС, и Сбербанк. Именно эти площадки займутся всеми закупками, которые по предварительным данным минэкономразвития составят около 3 триллионов рублей. Правда, здесь необходимо добавить, что, как заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, позднее к ним присоединится шестая площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которой будут проводиться госзакупки только нефтепродуктов.

    Решение правительства и результаты конкурса вызвали массу споров и вопросов у участников рынка. "Еще бы - цена вопроса же баснословная, - говорит Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру". - Ведь на счетах операторов окажутся миллиарды - открытый аукцион в электронной форме требует в обязательном порядке внесения всеми поставщиками солидных средств, которые будут в том числе использоваться для обеспечения заявки на участие (до 5% от начальной цены каждого контракта)".

    Пока, как пояснил эксперт, в соответствии с N 94-ФЗ заказчики еще полгода имеют возможность по желанию проводить электронные аукционы на выбор - по "новым" или "старым" правилам. Соответственно "старые" площадки по госзакупочным аукционам будут существовать указанное время, а в дальнейшем - закрываться или перепрофилироваться, например на корпоративные закупки.

    Разработчики данных инициатив надеются, что новые правила позволят значительно увеличить прозрачность закупок, усилить конкуренцию и снизить риски недобросовестности как заказчиков, так и поставщиков. Для реализации поставленных целей пяти площадок вполне достаточно. Участники рынка во мнениях разошлись.

    "Мы считаем, что количество площадок выбрано оптимально, - говорит Николай Андреев, председатель совета директоров ЗАО Сбербанк-АСТ. - Ограниченное количество площадок позволяет решить такие задачи, как единое пространство доверия удостоверяющих центров, выдающих электронную цифровую подпись, функционирование единой базы данных (независимого регистратора) по всем проблемам уже для поставщиков - ведь для участия в торгах поставщику нужно пройти аккредитацию на каждой площадке отдельно".

    По словам Александра Бойко, председателя совета директоров "Центра развития экономики", могло быть достаточно и одной, если бы она работала. "Тех пяти, которые выбраны, будет явно недостаточно, - считает эксперт. - А знаете, 5 или 10 - для государства не должно иметь значения. Потому что государство не должно регулировать площадки. Оно должно задавать параметры их работы и контролировать на соответствие".

    "Было очевидно всем участникам рынка электронных торгов, что нужно было дать критерии, которым должны соответствовать операторы, и возможность работать", - отметил Сергей Габестро, председатель совета директоров межотраслевой торговой системы "Фабрикант". "Нет никаких затруднений в том, чтобы контролировать 158 площадок-операторов, которые будут осуществлять сервисные услуги по электронным госзакупкам, - говорит эксперт. - Для того чтобы все процедуры на площадках проходили открыто и информация была доступна общественности, можно установить на площадках функционал для перетока информации на официальные ресурсы".

    Очень цинично, по мнению Габестро, когда руководитель, возглавляющий ведомство, которое должно развивать конкуренцию, своими решениями и заявлениями ее ограничивает. "Никакие пять площадок конкурировать не будут, потому что конкурировать могут те, кто работает, - уверен эксперт. - Грубо говоря, будет происходить фиксация негативного опыта, которая в итоге приведет к дискредитации всей темы электронных торгов".

    Из-за ограничения числа площадок, уверены эксперты, могут возникнуть определенные трудности. "Объясню почему, - говорит Александр Бойко. - Потому что федеральные ведомства вряд ли пойдут на региональную площадку, которая в той или иной степени ограничена региональными поставщиками. Про системы РТС и ММВБ я ничего не знаю, потому что они еще не существуют в принципе. Соответственно, остается Сбербанк-АСТ. Но если посмотреть, как на этой площадке проходили пробные торги в течение семи месяцев, то мы увидим, что там тоже конкуренция отсутствует".

    Трудностей будет много, считает Сергей Габестро, создается впечатление, что все те, кто яростно сопротивлялся введению прозрачных технологий электронных торгов, сейчас будут довольны, поскольку все назначенные площадки абсолютно непрозрачны в отличие от участников рынка электронных торгов, которые без этого качества не в состоянии конкурировать. "Цель - положить практику электронных торгов "в стол" и проводить тендеры по старому "кабинетному" принципу, приглашая всех участников государственного заказа на персональные беседы", - считает эксперт.

    В свою очередь Николай Андреев отмечает, что нет никаких трудностей. Параметры электронных площадок, заложенные в требованиях к их функционированию, предусматривают возможность обслуживания всего объема аукционов в России на каждой площадке.

    Остается вопрос, что делать компаниям, которые не попали в данный список. Как пояснил "РБГ" Николай Андреев, наличие коммерческих компаний, которые занимаются электронными торгами для госзакупок в качестве основного вида деятельности, - миф. "Если посмотреть статистику торгов на действующих крупных торговых площадках, не вошедших в список отобранных, мы увидим, что торги по госзаказу составляют на этих площадках всего несколько процентов", - отметил эксперт.

    По словам Александра Бойко, исходя из сведений, указанных в техническом задании отбора операторов, этот бизнес выгоден не самим площадкам, а скорее банкам, которые за этими площадками стоят. "В техзадании указано, что когда на счетах операторов сумма денежных обеспечений достигнет 360 миллиардов, с этого момента площадки начинают работать бесплатно, - пояснил эксперт. - Разве это может быть выгодно коммерческим компаниям? Хотя один из операторов нашел способ заработать, подключая к системе после обучения, которое стоит 60 000 рублей".

    Поделиться