02.02.2010 00:41
    Поделиться

    Снижение торгового оборота ведет в Прикамье к переделу рынка

    По данным Пермстата, в прошлом году оборот розничной торговли Пермского края составил 29 миллиардов 195,9 миллиона рублей, снизившись в сопоставимых ценах в сравнении с соответствующим периодом 2008 года на 6,2 процента.

    Еще более заметный провал статистика отмечает в сфере оптовой торговли - снижение на 24 процента, а также в общепите - минус 15,4 процента. В то же время отдельных видов продукции оптовики в прошлом году продали значительно больше, чем в 2008-м. Так, рост продаж крепкого спиртного составил около 22 процентов, несмотря на сокращение продаж коньяков и бренди (снижение на 12,8 процента). На 1 января 2010 года объем товарных запасов в розничных компаниях составил 4 миллиарда 622,7 миллиона рублей, что соответствует 22 дням торговли.

    Эксперты предсказывают дальнейшее снижение объемов продаж в течение 2010 года, а также изменение структуры пермского рынка. Этому, по их мнению, поспособствует в первую очередь изменение потребительского спроса, который корректируется уровнем доходов.

    - В ближайшее время сохранится снижение доходов населения, поскольку, как показывает статистика, кризисные процессы в экономике пока не завершились, - говорит заведующая кафедрой мировой и региональной экономики Пермского государственного университета Татьяна Миролюбова. - Даже если трудоустроить всех безработных, это незначительно повлияет на потребительский спрос, так как уровень доходов населения все равно останется низким. В связи с падением доходов, скорее всего, произойдет изменение структуры рынка. В частности, увеличится доля товаров и услуг более дешевого сегмента, а вот товаров класса премиум станет меньше. Предприятия, которые ориентировались на высокие цены, возможно, исчезнут совсем. В итоге это приведет к тому, что предприятия сектора услуг и сектора торговли будут стремиться к уменьшению издержек, чтобы минимизировать затраты, а также применять более эффективную маркетинговую стратегию.

    По мнению Миролюбовой, особенности экономики Пермского края (развитая добывающая отрасль) позволили региону сохранить потребительский спрос на приемлемом уровне. Предприятия нефтяной отрасли за 2009 год повысили уровень добычи углеводородов, а это и увеличение числа рабочих мест, и сохранение высокого уровня заработных плат. Если бы "специализация" региона была другой, то провалы в торговле могли бы оказаться значительно больше. Государство же, по мнению эксперта, способно повлиять на сокращение издержек предприятий торговли и общепита с помощью заморозки энергетических тарифов, а также введением налоговых льгот, к примеру, для тех, кто использует инновационные технологии и вынужден вкладывать в них большие средства. Кроме того, администрации края необходимо вытеснять с рынка посредников, особенно в агропромышленном комплексе. Все это в результате может снизить цены и сделать продукты и услуги доступнее, а следовательно, оживит торговлю.

    Специалист по маркетингу Евгений Симахин считает, что рынок будет искать новый формат и определенные предпосылки к этому видны уже сейчас:

    - Потребители стали более избирательными и экономными, поэтому стали чаще покупать продукты в магазинах формата "у дома", так как там, они, как правило, дешевле, - поясняет Симахин. - Если же потребитель продолжает посещать для покупок торговые центры, то уже не набирает все подряд, как раньше, а покупает только самое необходимое. В результате этого в торговых центрах уменьшилась стоимость среднего чека. Пока продуктовые магазины формата "у дома" существуют каждый сам по себе, но в дальнейшем возможно появление их сетей. Если это произойдет, сам формат станет более цивилизованным.

    Те же тенденции просматриваются и в сфере общепита. Люди стали меньше ходить по ресторанам и даже по заведениям быстрого питания, предпочитая готовить еду дома и запасаться ею на обед в рабочее время. У предприятий общепита упали доходы, их собственники вынуждены идти на сокращение издержек. Это коснулось и персонала заведений, и интерьера, и меню. В обозримом будущем мы, возможно, увидим на рынке появление новых заведений общественного питания экономкласса, а также перестройку тех, которые уже работают. С другой стороны, качество еды, скорее всего, не изменится. При большем внимании к ценам у потребителей вопрос качества продуктов остался в приоритете. Многие предприятия торговли и общепита идут сейчас на удержание клиентов, хотя повышения качества обслуживания я лично не увидел. Вероятно, сокращение издержек коснулось зарплат и бонусов персонала, и это демотивировало сотрудников.

    По мнению эксперта, в обозримом будущем можно ожидать появление в Перми частных брендов. Это интересный маркетинговый ход, суть которого в том, что различные продукты питания продаются сетью под собственной торговой маркой. В результате расходы сокращаются, а качество продуктов не ухудшается. К примеру, можно ожидать появления подсолнечного масла или круп с названием торговых сетей.

    Так или иначе, все маркетинговые меры торговли и общепита в прошлом году были связаны с формированием привлекательных цен. То же явление мы увидим и в году текущем: продолжится поиск возможностей для снижения издержек, в результате чего пермяков начнут привлекать внушительными скидками или подарками.

    Поделиться