Сразу в нескольких региональных центрах ПФО ведется работа над генеральными планами. Градостроительные программы вызывают оживленные дискуссии среди общественности, чиновников и депутатов.
Пермь
Освоение новых строительных площадок остановилось, считают депутаты Законодательного собрания Пермского края. На последнем пленарном заседании народных избранников удивило изменение концепции генерального плана застройки Перми в ходе ее разработки.
Новое архитектурное видение Перми повлекло за собой запрет на освоение новых участков, уже купленных застройщиками под возведение многоэтажных зданий. Мало того, главный нормативный градостроительный документ разработчики из городской администрации обещают подготовить только в течение года. До этого момента судьба строительной индустрии Прикамья может оказаться в подвешенном состоянии.
Окончательного нормативного документа - генерального плана - еще нет. А строителям уже запрещают осваивать те участки, которые были приобретены под многоэтажное строительство.
Площадки изначально оценивались инвесторами из расчета возможности постройки определенного количества квартир. Если вместо 16-этажного дома возвести пятиэтажный, стоимость квадратного метра будет намного выше.
Ситуация в строительной отрасли грозит массовыми увольнениями. Эксперты уже подсчитывают примерные масштабы проблемы: на основном производстве трех крупнейших строительных предприятий Перми сейчас трудится около трех с половиной тысяч человек.
Сегодня администрацией города уже принято положительное решение о строительстве многоэтажных зданий в микрорайоне Левшино. Не исключено, что вопрос разрешить или запретить строительство в дальнейшем будет рассматриваться по каждому земельному участку индивидуально. Главным аргументом могут стать затраты, уже понесенные застройщиками.
Отказываться же от рекомендаций голландских специалистов при создании генерального плана администрация города пока не собирается. Хотя еще два года назад высшие муниципальные чиновники часто говорили о приоритетах малоэтажной застройки центра и "историческом лице" города.
- Разработка генерального плана Перми идет в соответствии с утвержденным графиком, - сказала "РГ" заместитель главы администрации города Лилия Ширяева. - Напомню, первая редакция генерального плана будет представлена в первом квартале этого года. В течение третьего-четвертого кварталов планируется проведение публичных слушаний. В четвертом - подведение их итогов и внесение проекта Генерального плана на рассмотрение городской думы. Отмечу, что застройщики, получившие разрешение на строительство до внесения изменений в Правила землепользования и застройки Перми (они были утверждены городской думой 26 января), в случае изменения зонирования их территорий имеют право руководствоваться зонированием, действовавшим на момент получения разрешения.
Самара
Тем временем в Самаре разработано дополнение к генеральному плану развития города - комплексная транспортная схема. Ее реализация рассчитана до 2030 года и оценена в 180 миллиардов рублей.
По словам одного из разработчиков Михаила Петровича, по плотности населения и компактности Самара превосходит такие города, как Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург. Поэтому так важно просчитать нагрузки на каждую дорогу, повысить привлекательность и доступность общественного транспорта.
Разработанная петербургскими учеными схема предполагает расширение имеющихся дорог и прокладку новых, в том числе обхода вокруг Самары по направлению к Тольятти, а также "Центральная", которая должна пройти через весь город. Через реку Самару будут построены дополнительные мосты, чтобы соединить с городом Самарское Заречье - новым микрорайоном, который уже начали осваивать застройщики. Кроме того, город покроется сетью велосипедных дорожек, что, по мнению разработчиков, существенно разгрузит трассы.
Помимо дорог транспортная схема учитывает развитие всех видов общественного транспорта, в том числе альтернативного. Предполагается строительство надземной трамвайной линии. По словам заместителя руководителя комитета градостроительства и архитектуры администрации Самары Ильи Яковлева, с этим предложением выступили немецкие инвесторы.
Планируется строительство двух веток метро. Несмотря на дефицит бюджетов всех уровней, разработчики спроектировали удлинение первой ветки подземки и строительство второй.
- Если реализовать все намеченное, то к 2030 году самарцы смогут передвигаться в городе со скоростью 42 километра в час, - сказал корреспонденту "РГ" главный архитектор Самары Андрей Смирнов. - Пока этот показатель составляет всего 28 километров в час.
Чиновники не скрывают, что ориентировочная стоимость разработанной схемы огромна - 180 миллиардов рублей. Для сравнения, весь принятый на прошлой неделе с дефицитом бюджет Самары на 2010 год - 12,5 миллиарда.
Нижний Новгород
А вот генплан Нижнего Новгорода уже прошел общественные слушания, причем значительно изменился в ходе обсуждения. Горожане и организации выдвинули 1400 предложений и замечаний.
- После внесения замечаний генплан изменился на 30 процентов и стал более социально направленным и экологически ориентированным, - говорит директор департамента архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода Михаил Романычев. - Его окончательная редакция предполагает увеличение жилых территорий города, а не расширение его границ или преобразование Нижнего Новгорода и города-спутника Бора в единую административную единицу.
По словам Романычева, одной из основных особенностей нового генплана станет появление новых парков и отказ от деления города на территориальные округа. В Нижнем Новгороде решили оставить привычное деление на районы. Кроме этого, департамент архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода выступает за сохранение ипподрома на его нынешнем месте и отказ от застройки данной территории. Причин для этого несколько. Во-первых, ипподром - объект федерального значения, а во-вторых, по мнению чиновников, способствует развитию конного спорта.
Еще не решен окончательно вопрос о расположение речного порта. На территории Нижнего Новгорода, согласно новому плану, для него места не предусмотрено. Есть два варианта решения. Первый - порт будет полностью перенесен в город Бор, второй - порт будет частично располагаться на Бору, частично - в Балахне.
После внесения последних корректировок генплан будет вынесен на рассмотрение на февральском заседании городской думы.
Между тем
Кассационная инстанция Пермского краевого суда признала законным возбуждение уголовного дела по факту финансирования разработки мастер-плана Перми. Как сообщала "РГ", дело было возбуждено в октябре 2009 года по пункту "б" части 3 статьи 165 УК РФ (причинение особо крупного имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) Главным следственным управлением при ГУВД по Пермскому краю по результатам прокурорской проверки. Установлено, что муниципальным автономным учреждением "Бюро городских проектов" безо проведения конкурсных процедур заключено три соглашения на выполнение научно-исследовательских работ по подготовке предложений к генплану Перми с тремя зарубежными организациями. Им были перечислены денежные средства на сумму свыше двух миллионов евро, а также более миллиона евро - на депозит самого автономного учреждения. Управление ФАС по Пермскому краю вынесло решение, в соответствии с которым признало виновными в нарушении требований Федерального закона "О защите конкуренции" администрацию Перми, архитектурно-планировочное управление города и "Бюро городских проектов" в связи с размещением бюджетных средств без проведения процедуры торгов.