02.02.2010 00:47
    Поделиться

    Александр Пироженко: Региональные власти препятствуют обороту отдельных видов продукции на местных рынках

    Региональным властям запрещено препятствовать появлению новых игроков на местных рынках

    Вчера вступил в силу закон о торговле. Вскоре правительство должно рассмотреть доклад минэкономразвития о конкуренции в сфере розничной торговли. По мнению специалистов министерства, одно из главных препятствий, мешающих развитию конкуренции и появлению новых игроков на рынке, - действия региональных властей, которые для защиты местных поставщиков устанавливают барьеры для представителей других регионов. Будут ли бить по рукам чиновников, устанавливающих собственные правила игры на своей территории? Прокомментировать новые инициативы минэкономразвития мы попросили директора Департамента госрегулирования в экономике и развития конкуренции минэкономразвития Александра Пироженко.

    - Александр Александрович, насколько торговые сети внедрились в регионы?

    -В 35 субъектах РФ доля сетевых торговых структур в 2009 году превышала среднероссийский уровень. В 33 регионах она колебалась в пределах 10,3-26,7%. В то же время в 8 регионах торговые сети обеспечивали менее 9% оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 21,5%, Санкт-Петербургу - 60,8%.

    - В этом году сети будут продолжать расти?

    - На рынке сетевой торговли наблюдается тенденция увеличения количества как крупноформатных магазинов, так и сетевых торговых точек формата "магазин у дома". По предварительным данным, озвученным крупнейшими участниками рынка сетевой розничной торговли, в 2010 г. "Магнит" планирует открыть 25-30 гипермаркетов и 450-550 магазинов формата "у дома", "Х5 Retail Group" - 200-250 дискаунтеров, 10 гипермаркетов и 15 супермаркетов, "Дикси" - более 100 магазинов.

    - Как часто на территориях по вине властей нарушается закон о защите конкуренции?

    - Местные власти регулярно пытаются вводить ограничения по перемещению товаров и каждый раз изобретают все новые обременения для предпринимателей, которые регулярно при проверках выявляются ФАС. Так, в 2009 году проводились проверки соблюдения антимонопольного законодательства на региональных рынках обо рота алкогольной продукции. В результате в 10 субъектах РФ (Вологодская, Нижегородская, Пензенская, Тверская, Сахалинская, Ярославская области, Республики Бурятия, Карелия, Тыва, Чувашская Республика) территориальные органы ФАС выявили признаки нарушения статьи 15 закона о защите конкуренции. Региональные органы власти на этих территориях препятствовали обороту отдельных видов продукции на местных рынках. Так, в прошлом году УФАС по Алтайскому краю было возбуждено дело в отношении администрации Хабарского района по факту направления организациям района обращения с просьбой "не закупать и не продавать на территории района дешевую водочную продукцию, ввезенную преимущественно из республик Северо-Кавказского региона". По выявленным фактам были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, направлены предписания органам власти субъектов РФ об устранении нарушений закона о защите конкуренции.

    - ФАС совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработала проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которым предусмотрены серьезные штрафы для должностных и юридических лиц за несоблюдение требований законодательства о торговой деятельности. Насколько ощутимы будут наказания рублем?

    - К примеру, за нарушение антимонопольных правил торговыми предприятиями на должностные лица будет налагаться штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а юридическим лицам придется раскошелиться на сумму от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    Региональным властям будет запрещено принимать нормативные акты, устанавливать собственные цены на товары, создавать дискриминационные условия в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры. К запретам относится и проведение дополнительных проверок качества и безопасности товаров, понуждение к участию в прохождении контрольных и разрешительных процедур, ограничение выбора поставщиков товаров.

    Предусмотрены нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями для каждого субъекта РФ. Устанавливать указанные нормативы на основании методики, утверждаемой правительством РФ, должны сами регионы. С одной стороны, в формирующихся планах развития территорий с учетом установленных нормативов обеспеченности торговыми объектами, отпадет проблема инфраструктурных ограничений для новых участников рынка. Но, с другой стороны, сохраняется другой серьезный барьер для субъектов - возможность получения земельных участков под застройку и подключения к инженерным сетям.

    - Как будет решаться проблема дефицита инфраструктуры сбыта сельхозпродукции?

    - В 27 регионах логистические центры уже работают, некоторые находятся на стадии строительства, другие будут запущены в эксплуатацию в этом году. В субъектах разрабатываются региональные концепции развития логистической и технологической переработки сельхозпродукции.

    Поделиться